Воспоминания Семикопова Д.В. о профессоре Клименко Л.П. (2023.08.15)

17Возвращался домой из отпуска и в дороге узнал о том, что Людмила Павловна ушла от нас. Вчера был на её отпевании в семинарском храме. Не могу не сказать несколько слов, чувствуя себя многим обязанным ей как своему учителю. Для Нижегородской семинарии – это большая утрата. Людмила Павловна была одним из первых преподавателей возрождаемой семинарии, и одним из самых ярких. Педантичная, строгая, влюбленная в свой предмет, она искренне пыталась научить глубинам премудрости даже тех, кого научить чему-то было невозможно.

Преподавая церковнославянский, она учила нас не только грамматике, но и умению мыслить и анализировать, исходя из текста Священного Писания, которое, в своем церковнославянском изводе, было для неё абсолютно священным. Она канонизировала славянскую Библию как католики канонизировали Вульгату. Можно видеть в этом методологическую слабость, но в этом была и её сила. Она внушала нам трепет перед Евангелием и пыталась передать чувство радости от того, что нам дана возможность читать священные страницы. Сама наука для неё была священнодействием. Сам лично испытывая неловкость от любого пафоса, не смею не признать, что для неё этот пафос священного наукодействия был вполне органичным.

Возраст и болезни брали своё, но мы, будучи студентами, застали её еще очень боевой и энергичной. От неё много «страдали». И студенты университета, и семинаристы, и коллеги. Людмила Павловна не очень была склонна к дискуссиям и могла быстро и резко осадить любого: от архиерея до семинариста, выросшего в гордеевской подворотне.

«Ой, да у тебя гляжу конь не валялся!» - говорила она и ставила семинаристу, не знавшему правил образования плюсквамперфекта, очередную двоечку. Помню, она один раз обиделась на меня. Я был у неё отличником, но нас таких было немного. Большинство страсть как боялись её опросов. Но и у Людмилы Павловны была своя страсть. Она очень любила отвечать на лингвистические вопросы. И стоило её спросить что-нибудь из области сродства санскрита и славянского языка, и она тут же погружалась в изыскания. Начинала писать на доске схемы перехода звуков, корней слов и т.д. В общем на любой вопрос она отвечала полурока, что уже не оставляло времени для опроса. Останавливалась она только тогда, когда слышала звонок. Специалистом по задаванию вопросов курс единогласно избрал меня. И моей задачей было придумать вопрос, чтобы избавить остальных от угрозы. Так длилось довольно долго. Но в очередной раз, что-то рисуя на доске, Людмила Павловна вдруг прервала полет своей мысли, оглянулась в класс и увидела, что все занимаются своими делами, не мало не интересуясь изысканиями в области сравнительного языкознания. «Ну ты и змий!», - сказала она мне. Больше на вопросы не отвечала, а мне в течение полугода ставила только четыре, как бы я не старался.

А потом всё-таки простила. Более того, когда я написал одну из первых статей и опубликовал её в каком-то сборнике, она её нашла, прочитала, вызвала меня и разобрала со мной мои ошибки в области аргументации и структуры. Помню и как на предзащите моего диплома она прочитала мне целую лекцию о системном анализе. По отношению к ней я, и будучи проректором, чувствовал себя её учеником.

Она до последнего работала и преподавала, оставила после себя учеников и добрую память. Вчера над её телом читались слова из любимого ею Евангелия от Иоанна: «Рече Господь ко пришедшим к Нему иудеем: аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя, имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот».

Вечная память!

 

Публикуется по: