Протоиерей Сергий Ларюшкин вспоминает о Л.П. Клименко: Преподаватель с большой буквы // Журнал "Дамаскин" 3(63) 2023

05В любой школе есть свои выдающиеся личности, вдохновлённые и погружённые в свой учебный предмет. Такие учителя, можно сказать, этот предмет не преподают – они им живут и вводят ученика в пространство своей научной области, «влюбляют» в свой предмет. Главная задача учителя – научить учиться. Для этого учителю нужно обладать любовью к своей науке и ученику, глубокой эрудицией и творческим потенциалом. Людмила Павловна Клименко во всей полноте обладала таким даром – способностью научить и вдохновить. Причём, научить любого, независимо от его интеллектуального уровня, лишь бы он имел хоть какое-нибудь стремление к знаниям. Первое впечатление о Людмиле Павловне от встречи на уроках было именно таковым – пред нами был преподаватель с большой буквы, человек науки, который не только обладает знаниями, но умеет их преподать и потребовать выполнения. Требовательность, кстати, была какой-то мудрой: ученику необходимо, в первую очередь, проявить усердие к учёбе, а потом уже оценивается результат.

Свой преподавательский труд в семинарии Людмила Павловна воспринимала как послушание, на которое она получила благословение митрополита Николая (Кутепова). Это благословение она несла на протяжении всей своей деятельности как единственную движущую силу. К Владыке она обращалась и за духовной помощью, когда душа была в смятении и покидали творческие силы. На жалобы о плохом отношении студентов к учёбе митрополит однажды ответил: «А ты возлюби их о Господе». «Как это?» «Это означает снисходить к их немощи». Эти слова Людмила Павловна сохранила как заповедь и каждый раз приводила их как назидание.09

Видя уровень преподавания, который держала Людмила Павловна, я после первой же двойки (первой оценки по церковнославянскому языку) поспешно отбросил всякую лень и самомнение, чтобы собрать волю в кулак и сосредоточиться на предмете. Нужно заметить, что я как-то с отрочества проникся любовью к церковной старине и всему древнерусскому. И хотя всё это духовное прошлое было скрыто в известное время идеологическим занавесом, оно притягивало при каждом мимолётном прикосновении. И вот в 90-е годы этот пласт таинственной культуры был открыт для изучения, а Людмила Павловна на своих уроках приводила в восторг именно историей языка, умела преподнести тему так, что та охватывала и другие аспекты, проецировалась на многие предметы – экзегезу, компаративистику, национальную языковую картину мира, историю народа и т.п.

Волею судеб по окончании семинарии мне довелось трудиться под началом профессора в качестве ассистента. Это оказалось ещё сложнее, чем учиться, так как нужно было отвечать высоте требований и сопоставлять свою самоотдачу с усилиями руководителя. Но именно на этом поприще открылась одна неподдельная черта Людмилы Павловны – сопереживание и бескорыстная помощь, готовность сделать за тебя всё, лишь бы ты воспрял духом и воспользовался дарованным опытом, довёл своё дело до конца.

Людмила Павловна была человеком науки. Наука была для неё «живот и дыхание и вся». По этому поводу она не раз приводила адресованные ей кем-то слова: «Одних постригают в монахи, а тебя постригли в филологию». Не раз в конце консультации умудрённый профессор, вдохновляя на дальнейшие труды, говаривала: «Нет ничего выше интеллектуального наслаждения!» Такое наслаждение она как-то сравнила с огранённым кристаллом: «Сколько его ни поворачивай – открываются всё новые и новые грани, до бесконечности. Так и погружение в знания – откроешь одну грань, а за ней другая, третья…».

12Но для того, чтобы совершать такие многогранные открытия, необходимо не только иметь глубокие познания, нужно суметь взглянуть на исследуемую проблему с неожиданной стороны, поставить неудобный вопрос. Поэтому человек, посвятивший себя науке, обязан мыслить нестандартно, объёмно, созерцательно. Круг научных интересов Людмилы Павловны был в той области, в которой необходима как раз многогранность мышления, где нет и не может быть линейности мысли. Это – история русского литературного языка и история культуры, филологические исследования сакральный текстов, их экзегетическая многоаспектность, национальная языковая картина мира, место человека в ней. Именно в этих аспектах отчетливо видится присутствие Бога, в них человеческая мысль понимается как логосный дар, а деятельность человека – как сотворчество Создателю.

Такое направление научной мысли Людмилы Павловны во многом обусловлено её глубокой христианской верой. Всё её творчество было посвящено Творцу. Каждый раз, во время кропотливого поиска или после удачно найденной мысли она повторяла: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу». Свидетельством этому являются множество глубоких научных статей, посвящённых поэтике и экзегезе библейских книг, концептуальному и когнитивному анализу сакральных текстов. Неким сплавом веры и филологии стал разработанный профессором метод научного исследования текста – лингвоэкзегетический, много сделано для развития такого уникального направления, как библейская филология, разработан спецкурс по исследованию сакральных текстов в качестве объекта филологической науки. Венцом творчества Людмилы Павловны можно по праву считать «Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири». В своё время Людмила Павловна мечтала организовать на базе семинарии нечто вроде нижегородской школы библейской филологии, но мечте не удалось сбыться.

Идей и задумок было много. «На три жизни хватит», – говорила профессор. Но даже всего того, что сейчас сделано, написано, намечено и обозначено как перспектива, достаточно для многолетних разработок и исследований. Неслучайно деятельность самоотверженного учёного была отмечена Патриаршими и министерскими наградами: орденом Святой равноапостольной княгини Ольги, медалью Святой равноапостольной княгини Ольги, медалью Святого благоверного князя Георгия Всеволодовича, нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования».

Людмила Павловна подготовила для научного поприща множество аспирантов и докторантов, прочно привив им навыки научной работы. Во время моего обучения на филологическом факультете Людмила Павловна была моим научным руководителем в написании дипломной работы. Здесь мне довелось ещё ближе соприкоснуться с её талантом, эрудированностью, способностью видеть проблему и умением научить структурировать мысль, систематизировать исследование, свести всё к ясности и простоте, увидеть новое в проблеме и сделать ёмкие и точные выводы. Всё должно быть настоящим. Это требовало напряжения всех сил. Признаться, нередко, в условиях постоянной занятости и перенапряжения, меня посещала мысль: «Когда же это всё кончится?!» Но это самое «всё» не кончалось, а только выходило на новый уровень. Бросать же всё начатое было поздно и неуместно уже по одной причине – приобретён навык поиска вдохновения, дающего смысл всей твоей деятельности, пусть самой простейшей!.. Вот тут, в этом поиске и не хватает научного руководителя…

Людмила Павловна была человеком высокой культуры. Это мог отметить каждый, кто хоть раз входил с ней в общение и попадал под её обаяние. Её культура отношения к собеседнику, культура мысли и речи была чем-то естественным для неё, чем-то природным, не приобретённым, не искусственным, а сутью и содержанием. Такая этика была очевидным воплощением двух центральных заповедей – любовь к Богу и любовь к ближнему, к его достоинству. Этим даром культуры Людмила Павловна владела в совершенстве, поэтому спокойно оперировала как высоким слогом, так и просторечием, обладала прекрасным чувством юмора, могла пошутить над собой, не боясь попасть в какую-нибудь неловкость. А по причине горячности своего нрава, отстаивая свои идеи и свою правоту или отчитывая негодного студента, могла пойти на любой конфликт всей высотой литературного слога и не побояться снискать себе славу неудобного человека.07

Такой твёрдый характер был отчасти природным наследием Людмилы Павловны (она была казацких кровей), а отчасти результатом той тяжёлой жизни, которая началась во время войны и продолжалась в безбожное время, когда нужно было сохранить искреннюю веру, совесть, любовь к жизни и освоить любимую науку. Такой нрав делал её похожей на незыблемый камень среди бурлящих вод или что-нибудь в этом роде. Но более всего Людмила Павловна осталась в памяти как неисчерпаемый кладезь новых и неожиданных идей, неутомимый труженик, «великий купец», с радостью одаривающий всех своим богатством.

Ещё в детстве её родная бабушка, глядя на неуёмный нрав внучки, на рахитическое тело, еле выжившее в военное время, качала головой: «И что́ выйдет из этой девчонки? Что́ выйдет?..» На это дед, бывший царский офицер, кавалер четырёх георгиевских крестов, спокойно и уверенно отвечал: «Выйдет, выйдет. Увидишь, что́ выйдет».

Вышло.