«Хочется с ангельским пением слиться…» Интервью с протоиереем Андреем Березиным // Дамаскин 4(29) 2014

— Отец Андрей, нам, студентам Нижегородской духовной семинарии, не раз доводилось слышать христианские бардовские песни, которые вы исполняли, аккомпанируя себе на гитаре. Как вы думаете, полезно и нужно ли православному человеку слушать, а тем более исполнять различные музыкальные произведения помимо церковных песнопений? Где критерий допустимости?003

— Разрешено то, что не запрещено. Разве Церковь когда‑нибудь отрицала музыку и пение, руководствуясь тем, что именно это не исполняется за церковной службой? Если бы это было так, логичным представлялся бы запрет песен иеромонаха Романа, протоиерея Олега Скобли, Светланы Копыловой и многих других православных авторов. Пришлось бы «запретить» наши замечательные старинные канты и колядки. Что касается критерия допустимости, то заключается он, на мой взгляд, в том, что музыкальные произведения должны прежде всего положительно влиять на человека и нести в себе творческий, утверждающий принцип.

— Не кажутся ли музыкальные вечера авторской песни с христианским содержанием явлением чересчур похожим на протестантский церковный опыт и поэтому неприемлемым для ортодоксов? Есть ли в этом вообще какая‑то ценность?

— Давайте я перефразирую ваш вопрос, и мы получим часть ответа. Если в этом есть какая‑то ценность, то почему это должно быть неприемлемым для ортодоксов? Ценность подобных музыкальных произведений в том, что в них мы прославляем Бога. И о каком «протестантском церковном опыте» идёт речь? На своих религиозных собраниях протестанты, как правило, не исполняют тех песен, которые они поют на музыкальных вечерах. Однажды в книжной лавке я встретился с одним протестантом, простым рабочим парнем. Разговорившись, мы в конце концов условились, что я ему приношу христианские песни, которые нравятся мне, а он — те, которые нравятся ему. На следующую встречу я пришёл со сборниками песен иеромонаха Романа и Светланы Копыловой, а он принёс мне диск с караоке (103 христианские песни). Песни иеромонаха Романа он взял, а от альбома Светланы Копыловой отказался. Думаете почему? Просто потому, что её песен у него оказалось больше, чем у меня. Караоке же было очень качественно сделано и содержало хорошие композиции… — отчего у нас нет христианского караоке? Боимся протестантского опыта?

— В музыкальных ритмах и поэтических строках разнообразных духовных песен есть ли, на ваш взгляд, то, что может обогатить человека?

— Иными словами, есть ли хорошие христианские песни? Конечно, есть. Лично я не делю песни по конфессиональному признаку, так как 99,99 процентов из них не отражают специфических догматических моментов. Есть хорошие песни, которые «захватывают», и хочется их петь, а есть не очень хорошие, или же бездарные, откровенно скучные. Иногда и слова в них очень правильные, а петь не хочется. Это бывает и «у нас», и «не у нас».

Intervyu s Andreem Berezinym IMG 5374

— Многим современным авторским христианским песням не хватает, на наш взгляд, глубины содержания. А стоит ли, по‑вашему, молодым авторам сочинять подобные «легковесные» произведения или лучше обратиться к имеющемуся богатству народной духовной поэзии? Например, существуют такие произведения, как духовные канты. Имеют ли они давнюю историю или представляют собой явление нашего времени?

— «Легковесные» произведения сочинять, конечно, не стоит. Но не все же они легковесные! Что касается богатства народной духовной поэзии, то это прежде всего духовные канты и колядки. Среди них есть тексты весьма древнего содержания. Я сам слышал, как в деревнях до сих пор поют канты, и мы исполняем сейчас эти произведения народной культуры, даже не зная порой об этом. Так, песня «Ты не пой, соловей» (исполнитель — иеромонах Роман) — это ведь тоже старинный кант. Но в целом, я думаю, канты молодым поколением воспринимаются как некий пример народного фольклора и не более.

— Отец Андрей, а когда вы взяли в руки гитару? Когда стали исполнять христианские песни?

— В старших классах школы я начал ходить в кружок игры на семиструнной гитаре, затем стал аккомпанировать на шестиструнной. После школы много лет не играл.004

Сейчас вот вернулся к этому занятию: часто беру в руки гитару и пою песни христианского содержания. Мне это нравится: считаю, что это полезно и наиболее уместно в иерейском сане, чем исполнять светские композиции.

Когда‑то на Большой Покровской улице один молодой человек пел христианские песни. Причём появлялся этот уличный исполнитель там едва ли не каждый день. Очень красивый голос. Там я и услышал в первый раз песню «Ангелы в небе». Она мне сразу понравилась: я всегда, когда мимо проходил, просил, чтобы ещё раз её спели. Там есть такие слова: «Ангелы в небе Господа славят, славу достойную Богу поют…» И ещё: «Хочется с ангельским пением слиться в хоре искупленных, спасенных Господом. И сердце Господу, Богу Единому, Христу Спасителю, славу поёт…». Так вот, если и не ангельское у нас пение, то слиться с ним очень хочется: Господь и малую лепту принимает.

А вообще хороших христианских песен много. Я бы очень желал, чтобы люди с ними познакомились и пели их как можно чаще. Любые песни, созданные талантом, обладают способностью производить сильное впечатление на человеческую душу, они нам действительно «строить и жить помогают», а христианские песни помогают строить свою жизнь в соответствии с Евангелием, проповедовать Благую весть.

Если мы говорим об Иисусе Христе, о наших чувствах к Нему, надеждах, то разве нельзя об этом и спеть? «Пойте Богу нашему, пойте!» (Пс. 46, 7).

Материал подготовил Артём Хамидулин

Опубликовано в журнале Нижегородской духовной семинарии "Дамаскин" №4(29) 2014