протоиерей Вениамин Николаевич Румянцев

  • Общие сведения
  • Биография
  • Воспоминания
  • Фото

протоиерей Вениамин Николаевич Румянцев

клирик Владимирской епархии; уроженец Нижегородской области, духовный сын игумена Исайи (Будюкина)
ГОДЫ ЖИЗНИ
26 октября 1913 - 22 сентября 1991
 

Протоиерей Вениамин Николаевич Румянцев родился 26 октября 1913 года в благочестивой крестьянской семье в Нижегородской земле в деревне Ямново впоследствии Борского района Горьковской области. С детских лет он отличался усердием к Церкви Божией, к ее богослужению и уставам. С 1935 года его отец Николай Андреевич Румянцев стал церковным сторожем в городе Гороховце. По воспоминания иеромонаха Сергия - настоятеля Всехсвятского кладбищенского храма в г. Гороховце, на глазах которого и возрастал будущий добрый пастырь, отец Вениамин не только в детские годы пел и читал на клиросе, но не оставлял «этого обычая и по достижении совершеннолетия». Иеромонах Сергий свидетельствовал о добром духовном устроении будущего священнослужителя перед его рукоположением в сан диакона. Отец Вениамин не имел большого образования и окончил только два класса начальной школы в 1922 году. Впрочем, «советская» школа и не могла бы дать те высокие знания, к которым тянулась чистая душа юного человека. Беседы со священнослужителями Церкви и самообразование, чтение Священного Писания и учебных пособий по курсу семинарии стали духовным училищем отца Вениамина. С 1941 по 1946 год он находился в армии. В 1949 году был повенчан с Еленой Ивановной Третьяковой. После возвращения из армии исполнилось заветное желание этого высокого духоносного сердца - предстоять у престола Божия в молитве.

Преосвященный Онисим (Фестинатов) – епископ Владимирский и Суздальский так в 1949 году характеризует будущего священнослужителя епархии «...кандидат… известен нам, как человек большой религиозной настроенности, не менее того скромен, послушлив, нетребователен и безусловно всегда трезв.» 8 января 1950 года состоялась диаконская хиротония отца Вениамина. Свое диаконское послушание он нес в поселке Мстера Вязниковского района в 1950 году, а с 1950 по 1955 в Крестовоздвиженском храме г. Вязники. 9 октября 1955 года архиепископом Онисимом (Фестинатовым) была совершена хиротония диакона Вениамина Румянцева во пресвитера.

С 1955 по 1959 годы иерей Вениамин был настоятелем Спасской церкви в селе Никулино Селивановского района, а с 1959 года вплоть до своей кончины нес пастырские труды в Казанском храме бывшего села Красное, что в Гороховце. Архиепископ Николай (Кутепов), будучи правящим архиереем Владимирской епархии, в 1973 году высоко оценивает священнические труды протоиерея Вениамина, свидетельствуя, что это «трудолюбивый и ревностный пастырь, уважаем верующими. Богослужение совершает неленостно. Хотя он и без образования, но может быть примером для других священнослужителей». Эту же черту «некнижного простеца», но человека высокой духовной жизни, отмечает и Архиепископ Владимир (Котляров): «Протоиерей Вениамин Румянцев – некнижный, но замечательный священник, образцово исполняющий свое пастырское служение. В храме богослужение совершается по Уставу и благолепно. В приходе спокойно и никогда не бывает жалоб или недоразумений. Пользуется огромной любовью прихожан. Скромен, почтителен, исполнителен».

Отец Вениамин имел церковные награды. В 1970 году Святейшим Патриархом Алексием был возведен в сан протоиерея. Во время управления Владимирской епархией Архиепископом Серапионом (Фадеевым) в 1987 году Святейший Патриарх Пимен наградил протоиерея Вениамина митрой как высшей церковной наградой. В семье батюшки Вениамина не было детей и существует предание, что при вступлении в брак со своей будущей супругой они дали слово жить как брат с сестрой, помогая друг другу в спасении и служении Церкви Божией.

В 1972 году протоиерей Вениамин овдовел и жил один, отдавая все свое время церковным послушаниям и молитве. Характерной чертой его облика являлись гостеприимство и хлебосольность. Жил батюшка в церковном доме на улице Московской близ храма.

По воскресным дням Казанский храм наполнялся множеством молящихся не только их Гороховца, но из города Дзержинска Горьковской области, где не было своего храма. Службы всегда совершались по уставу. В будние дни вечером служилась вечерня и полунощница. Утром порану совершались утреня, часы и Литургия. Всенощное бдение совершалось накануне воскресных дней и великих праздников. После длительной службы отец Вениамин еще долго задерживался в церкви для беседы с верующими. В это время в церковном доме у отца Вениамина накрывался стол и приезжие ждали батюшку. За столом всегда собиралось не менее 10-15 человек, которых утешала не столько сама трапеза – всегда простая и сытная, сколько духовная беседа с батюшкой Вениамином. Самый большой наплыв паломников был на Пасху. Гороховец, находящийся на границе Владимирской и Горьковской областей, притягивал к себе богомольцев из г. Дзержинска. После ночной службы утомительным было ожидание прихода рейсового автобуса на Дзержинск.

Однажды начальница автовокзала из Дзержинска дала распоряжение отправить автобус непосредственно к окончанию пасхальной службы. Это решение вызвало крайнее недовольство властей. Начальник вокзала была уволена с работы, но на следующий год, уже по заведенному порядку, автобусы вновь прибыли к завершению праздничного ночного богослужения.

Примечательным был сам облик протоиерея Вениамина, сохранившего особенности духовного быта духовенства. Согласно распоряжению Святейшего Синода в 18 веке был определены требования в внешнему облику священнослужителей. Отправляясь по делам батюшка всегда носил шляпу, темный плащ и сапоги. По воспоминаниям духовных чад, он всегда выделялся из многоцветной светской толпы на остановке общественного транспорта, возвышаясь над этой пестротой своим скромным темным одеянием.

Духовную помощь и поддержку протоиерей Вениамин имел от старца игумена Исайи (Будюкина) (1885-1978 гг.), с которым был особенно близок. Игумен Исайя имел особый дар утешения, молитвы и прозорливости. Протоиерей Вениамин вспоминал: «Был я у батюшки за три дня до праздника Благовещения. Стал собираться уходить, прощаюсь: «Ну, Бог даст, увидимся». Отец Исаия поднял указательный палец вверх: «Там увидимся»... И через 3 дня на праздник Благовещения он скончался. Так он предвидел свою скорую кончину». [«Нижегородский старец Исаия Будюкин», Корнилов А.А. // Православное слово. Издание Нижегородского Братства во имя благоверного великого князя Александра Невского. Апрель 2003 г. № 7 (236).]

Сама жизнь митрофорного протоиерея Вениамина вместила в себя бурную и сложную историю Русской Православной Церкви в 20 столетии. Родился он в 1913 году во время правления благоверного государя императора Николая Александровича в предвериии трагических событий Первой мировой войны. Вся его сознательная жизнь прошла в условиях безбожного гнета атеистического государства, стремящегося и физически, и духовно уничтожить Церковь и Ее верных чад. Перед своей кончиной он стал свидетелем выхода православного народа из «вавилонского» пленения богоборцев и самого крушения государства, основанного на насилии и лжи.

Кончина же батюшки Вениамина совпала с двунадесятым праздником Рождества Божией Матери. Митрофорный протоиерей Вениамин Румянцев почил о Господе 22 сентября 1991 года. Похоронен на кладбище в поселке Галицы Гороховецкого района.

 

По материалам страницы URL: https://wladimirez.livejournal.com/39308.html (дата обращения 20200915)

02

Казанский храм в бывшем Красном селе (1708г.)
Здесь служил и был настоятелем протоиерей Вениамин с 1959 по  1991 гг.
Всех, кто проезжает по федеральной трассе  по шоссе Москва-Казань встречает древний храм бывшего Красного села.
Примечательна церковь тем, что не закрывалась даже в советское время и, единственная в Гороховце, сохранила древние намоленные иконы и весь старинный интерьер.

 

03

Церковный дом на улице Московской близ Казанского храма, что в Красном селе города Гороховца, 
где жил протоиерей Вениамин Румянцев с 1980 по 1991 гг

 

04

В храме Знамения Божией Матери Знаменского Красногривского женского монастыря в настоящее время находится образ Богоматери, переданный в обитель одним из духовных чад приснопоминаемого протоиерея Вениамина Румянцева, бывшего настоятеля Казанского храма в Красном селе г. Гороховца. Этот образ Знамения Божией Матери находился в комнате батюшки Вениамина в церковном домике на Красносельской улице в 1980-е годы. Перед ним отец Вениамин возносил свои молитвы. Как вспоминает настоятельница Знаменского монастыря игумения Раиса (Шебеко), этот приход в монастырь иконы она восприняла как Божие благословение на устроение обители.

Воспоминания
Протоиерей Евгений Юшков. Высоковская округа
Вот уже скоро десять лет, как здесь похоронен наш отец, и, приходя к нему на могилу, я захожу поклониться и могилке игумена Исаии (она совсем рядом: крест её виден, когда поём панихиду на отцовой). К живому я к нему тоже неоднократно находил и получал душеполезные наставления. Его домик был рядом ...