протоиерей Петр Алексеевич Исаков

  • Общие сведения
  • Биография
  • Фото

протоиерей Петр Алексеевич Исаков

клирик Горьковской епархии
ГОДЫ ЖИЗНИ
4 (17) октября 1883 - 7 сентября 1966
 

Протоиерей Петр Алексеевич Исаков родился 4(17) октября 1883 г. в селе Бонячки Тезинской волости Кинешемского уезда Костромской губернии. В настоящее время село Бонячки входит в состав города Вичуги Ивановской области. С 6 июня 1925 года путем слияния трех больших фабричных сел - Бонячки, Тезино и Новая Гольчиха был образован город Вичуга.

Родители Пётра Алексеевича  - диакон Богородицкой церкви села Бонячки Исаков Алексей Иванович и Исакова (Фалова) Александра Алексеевна. 

Был крещен в Богородицкой церкви села Бонячки. В актовых записях № 15,18 от 6 октября 1883 г. находим запись от 4 октбря 1883 года о рождении в семье диакона Алексея Исакова близнецов - Петра и Елизаветы. В восприемники были взяты старшая дочь отца Алексия - Анна и потомственный почетный гражданин Николай Николаевич Розов.

Родители: с. Бонячек Богородицкой церкви диакон Алексей Иванов Исаков и законная жена его Александра Алексеева; оба православного вероисповедания.
Восприемники: потомственный почетный гражданин Николай Николаев Розов и дочь диакона Анна Алексеева Исакова.
ГАИО. Ф.1155. Оп.6. Д.1. Л. 53 об.-54.

В возрасте десяти лет Петр Исаков начинает учебу по духовному ведомству. В период с 1893 по 1899 гг. он учится в Кинешемском духовном училище.

С 1 октября 1902 года по январь 1907 года состоит на должности учителя церковно-приходской школы села Спас-Берегово Кинешемского уезда.

7 января 1907 года по старому стилю учитель Береговской церковно-приходской школы Исаков Петр Алексеевич венчается с Марией Геннадьевной Смирновой в Георгиевской церкви села Дебова. Ее отец, Смирнов Геннадий Федорович, состоял в причте в этой церкви.

Геннадий Федорович исполнял обязанности псаломщика, несмотря на глубокую инвалидность. У него была ампутирована нога. Позже он будет репрессирован и расстрелян 3 декабря 1937 года за контр-революционную деятельность. Реабилитирован 13 октября 1989 года.

В метрической книге Георгиевской церкви села Дебова в актовой записи находим следующую информацию:

Актовая запись №.. от 7 января 1907 г. о бракосочетании:

Жених: учитель Береговской ЦПШ Исаков Петр Алексеевич; православного вероисповедания, первым браком, 23 лет.

Невеста: Георгиевской церкви с .Дебово псаломщика Смирнова Генадия Федоровича дочь Мария; православного вероисповедания, первым браком, 18 лет.

Поручители: по жениху – с. Бонячки почетный потомственный гражданин Исаков Леонид Алексеевич и мещанин г. Юрьевец Мальгин Никандр Николаевич; по невесте - почетный потомственный гражданин с. Пеньки Горский Алексей Николаевич и с. Дебово подпорутчик 57 пешего Моулигского полка Островский Иван Иванович.

ГАИО. Ф.1155 Оп.3 Д.39 Л.114.

В день венчания было положено начало большой и крепкой семьи. За время семейной жизни Петр и Мария Исаковы родят и воспитают 12 детей.

Вскоре Петра Алексеевича рукополагают во священники и 2 февраля 1907 года он получает назначение в штат Казанской церкви в селе Богородицкое-Бетино Макарьевского уезда Ковернинской волости Костромской губернии. В настоящее время деревня Бетино относится к Большемостовскому сельсовету Ковернинского района Нижегородской области.

По сведениям И.В. Баженова "Казанская единоверческая с. Богородицкое-Бетино зданием деревянная, с такою же колокольнею, постр. в 1903 г. тщанием Синодального миссионера, протоиерея Ксенофонта Крючкова на пожертвования благотворителей, им изысканные. Ограда деревянная. Кладбище в 250 саж. от церкви, обнесено дерев. оградою. Храм однопрестольный - в честь Казанской иконы Божией Матери. Расстояние от Костромы 210 в., от Макарьева 110 в. Ближайшие церкви: Ильинская с. Ковернина и Успенская с. Понурова в 10 в." [Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911, сс.398-399. Цит. по URL:  http://old-churches.ru/ma_076.htm (дата обращения 20200811)]

С ноября 1918 г. священник Петр Исаков является членом Благочиннического совета.

В периода с 7 июня 1911 по 22 декабря 1929 г. о. Петр служит настоятелем Преображенской церкви в селе Берегово Кинешемского уезда Костромской губернии. В настоящее время село не сохранилось. Сейчас Преображенская церковь располагается в деревне Ногинская Кинешемского района Ивановской области. 

По сведениям Беляева Преображенская церковь в деревне Ногинская (Спас-Береговое, Берегово, Береговое) относится к первой половине XIX века. 

"Стоит на сильно заросшем деревьями кладбище, ранее находившемся на окраине ныне не существующего села. Построена в 1836 г. на средства прихожан. Кирпичные стены побелены по обмазке, колокольня оштукатурена и побелена. Интересный образец позднего классицизма в провинциальной интерпретации. Объемная композиция здания асимметрична. Высокий двусветный четверик завершен четырехгранной изогнутой кровлей, над которой поднимается квадратный световой фонарь с главкой. Невысокая, прямоугольная, чуть суженная апсида и большая, сильно развитая к северу трапезная равны между собой по высоте. Колокольня у западной стены трапезной, состоящая из двух высоких четвериков и полуяруса между ними, также смещена с продольных осей (как трапезной, так и всего здания в целом). Ее покрывает четырехгранный купол с невысоким шпилем над глухим постаментом.

Строгий декор включает ленточную рустовку стен нижнего яруса храма, апсиды и трапезной, а варьирующийся мотив итальянского окна в апсиде и трапезной; полуциркульные трехчастные окна второго света четверика с балюстрадой в нижней части. Круглые нишки, размещенные выше и по сторонам большинства окон на всех фасадах, в апсиде заменены на пологие арочные окошечки. Наиболее представителен южный фасад четверика, где установлен четырехколонный портик (свободная переработка тосканского ордера). В его интерколумниях традиционно расположены вход и два окна по сторонам. В декоре колокольни использованы те же элементы. Двусветное пространство четверика завершено сомкнутым сводом. Одностолпная трапезная перекрыта плоским потолком по балкам, первый ярус колокольни - цилиндрическим сводом. В левом от входа пилоне колокольни устроена винтовая лестница к звону. Иконостас выполнен в сер. 19 в. Хороший пример провинциального иконостаса в упрощенных формах классицизма. Трехъярусная пирамидальная композиция, разделенная слабо крепованными антаблементами, завершается иконой в арочном обрамлении и крестом. Над короткими колонками между иконами по краям среднего и верхнего ярусов поставлены резные фигурные башенки. Царские врата с четырьмя овальными иконами декорированы в нижней части резным геометрическим орнаментом. Филенки в нижней части иконостаса украшены крупными розетками в лежачих ромбах." [Беляев, 1863, с. 140; ИАК, 1909, с. 191; Церкви Костромской епархии.., 1909, с. 127, № 413; Краткие статистические сведения, 1911, с. 105. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 489-490. Цит. по URL: https://sobory.ru/article/?object=14499 (дата обращения 20200811)]

19 сентября 1916 года священник Преображенской церкви села Берегова Петр Исаков был награжден правом ношения набедренника.

Служение отца Петра в Преображенском храме пришлось на период серьезных потрясений и исторических перемен. Здесь он застал революцию и красный террор. Избежать репрессий ему удалось благодаря сплоченности своих прихожан. По сохранившемуся семейному преданию, прихожане так любили и уважали своего батюшку, что смогли узнать о грядущих облавах на духовенство и заранее предупредили его об опасности. На время террора отцу Петру вместе с семьей удалось скрыться от комиссаров.

В 1929 году из села Берегово священник Петр Исаков был переведен в Воскресенскую церковь села Соболева Юрьевецкого района.

По сведениям Беляева церковь Воскресения Христова в Соболево относится к концу XVIII века.

"Поставлена на окраине приволжского села на высоком холме. Кирпичный храм возведен в 1794 г., его фасады выбелены по обмазке. В 20 в. разобраны полуциркульная апсида, притвор у западной стены трапезной и отдельно стоящая колокольня; утрачены луковичные завершения декоративного пятиглавия. Характерный для приволжских районов области несколько архаичный по формам приходский храм в традициях нарышкинского барокко.

Высокий двусветный четверик завершен пологой четырехскатной кровлей, над которой возвышаются барабаны пяти маленьких главок. К нему примыкает широкая низкая трапезная, охватывающая с двух сторон четверик скругленными апсидами своих приделов. Углы четверика закреплены плоскими огибающими лопатками. Пояс ступенчатых кронштейнов-язычков отрезает от стены ряд крупных полуциркульных кокошников с профилированными обрамлениями. Асимметрично размещенные окна первого и второго света украшены наличниками с полуколонками, несущими треугольные перспективные фронтончики. Углы трапезной и места сопряжения с апсидами отмечены парными пилястрами. Оконные наличники здесь, также с полуколонками по сторонам, имеют полуциркульные завершения.

Внутреннее пространство храма перекрыто сомкнутым сводом. Два квадратных столба трапезной, несущих подпружные арки, разделяют ее пространство на ряд ячеек, перекрытых крестовыми (центральные) или коробовыми (боковые) сводами. В местах примыкания к аркам -большие распалубки; над придельными алтарями - граненые полусомкнутые своды. В храме сохранились остатки чугунных плит пола сер. 19 в.

Настенные росписи, скорее всего, были выполнены в конце 18 в. в технике клеевой живописи по очень тонкому слою штукатурки и в конце 19 в. поновлялись. Четыре ряда стенописи делятся, в свою очередь, на прямоугольные композиции пышными барочными рамами с картушами. Первый ряд сверху - Страсти Христовы, второй - христологический, третий - Ветхозаветный. Нижний ряд не сохранился. Все композиции сюжетные и многофигурные. Манера живописи напоминает народный лубочный рисунок, выполненный в барочных традициях, что указывает на местных мастеров, прошедших палехскую школу. Все композиции подписаны в нижней части крупными буквами. Колорит, несколько приглушенный, выполнен в пастельных тонах.

В церкви сохранился фрагмент трехъярусного иконостаса кон. 19 в., который завершался круглыми иконами в килевидных киотах. Резьба и иконы не сохранились." 

[Беляев, 1863, с. 224; ИАК, 1909. Вып. 3, с. 294. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 759-761. Цит. по https://sobory.ru/article/?object=04971 (дата обращения 20200811)]

Далее в книге священника Алексия Федотова "Русская Православная Церковь в 1943–2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом" находим сведения о закрытии Воскресенской церкви в селе Соболево в 1935 году:

"С церквей в селах Исаково, Горки, Старково, и др. Юрьев–Польского района в 1935 году были сняты колокола и сданы в металлолом[96]. В Юрьевецком районе в селах Соболево, Завражье, Дорках, Столпино были разобраны ограды церквей, чтобы полученный материал использовать на строительство школ. Это притом, что внутри указанных оград имелись действующие кладбища! Учитывая это, райисполком обязали установить деревянные ограды"

(Цит. по URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-v-1943-2000-gg-vnutritserkovnaja-zhizn-vzaimootnoshenija-s-gosudarstvom-i-obshestvom (дата обращения 20200811)

В середине 30-х годов XX века о. Петр покидает пределы Ивановской области и продолжает свое служение уже в Нижегородской (Горьковской) епархии. Первым местом его служения на Нижегородской земле стал Починковский район. Затем с 5 августа 1938 г. о. Петр служит священником Никольской церкви в селе Николо-Погост Городецкого района. 

В архивах сохранилась переписка верующих села Николо-Погост и Балахнинского райисполкома, в которой они обращаются с просьбой о регистрации о. Петра в качестве священника Никольской церкви. Чтобы передать дух того времени и унизительное положение верующих в Советском Союзе приведем переписку полностью:

В Балахнинский райисполком

Мы, верующие православной церкви, в настоящее время не можем исполнять религиозные обряды в церковном помещении, и у нас нет священника. Просим вас, Балахнинский райисполком, нам разрешить службу в Н.-Погостинской церкви. Разрешите взять нам священника для совершения религиозных обрядов.

1 мая 1938 г.

М. Павлычев, А. Селезнев, А. Д. Никитина

 

Верующим Н.-Погоста Павлычеву М. Д., Селезневу А. П., Никитиной А. Д.

На Ваше заявление райисполком сообщает, что помещение у веру­ющих никто не отбирал и оно находится в ведении верующих. Райиспол­ком никогда не имел препятствий по совершению религиозных обрядов верующим, но райисполком не решает вопроса подыскивания священ­ника, а ведет только регистрацию и проверяет правильность соблюдения инструкции в этих случаях.

Зав. общим отделом РУКа Хлынов

 

В президиум Балахнинского райисполкома Горьковской области религиозной общины

с. Н.-Погост

Заявление

Приходская община с. Н.-Погост настоящим обращается в президи­ум Балахнинского райисполкома с просьбой зарегистрировать к нашей церкви избранного нами служителя религиозного культа священника Исакова Петра Алексеевича. При сем прилагаем справку патриаршего местоблюстителя за № 614.

10 августа 1938 г.

Члены церковного совета: Никитина Анна Дмитриевна (д. Сивково), Павлычев Михаил Дмитриевич (д. Восчестниково),

Селезнев Александр Петрович (д. Лосево)

 

Справка из Московской патриархии

Дана протоиерею Исакову Петру Алексеевичу (1883 г. р., священник с 1904 г., служил в Починковском районе) в том, что он назначен штатным священником в Никольской церкви с. Н.-Погост, состоит в общении с Московской патриархией и в священнослужении не запрещен.

Патриарший местолюбитель Сергий, митрополит,Московский (п е ч ат ь) 5 августа 1938 г. Москва

(в документе указана неверная дата - 1904, верная 1907 - ИТ)

[Цит. по URL: http://nikolo-pogost.ru/index.php/book1/223-lishennye.html (дата обращения 20200811)]

 

С 1941 года отец Петр числится в клире Троицкой церкви села Высоково (г. Нижний Новгород). С 18 марта 1942 года он священник Смоленской церкви в селе Выездном Арзамасского района. С 3 ноября 1942 года направляется на служение в Екатерининскую церковь Ветлуги. 

12 мая 1945 г. по 29 января 1946 г. протоиерей Петр Исаков служит в Воскресенском соборе г. Арзамаса.

С 1946 по 1959 гг. митрофорный протоиерей Петр Исаков является клириком Сретенской церкви в пос. Кубинцево (г. Балахна)

Во время Великой Отечественной войны священники и миряне активно участвовали в сборе пожертвований на строительство танковой колонны "Дмитрий Донской" и на нужды фронта. В 1947 году протоиерей Сретенской церкви пос. Кубинцева Исаков Петр Алексеевич награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (Из жизни наших епархий // Журнал Московской Патриархии №7 за 1947 г., с. 76).

Вышел за штат в 1959 году. Проживал на покое в Балахне.

Скончался 7 сентября 1966 года. Похоронен на Старом кладбище г. Балахны (ул. Челюскинцев)

иер. ИТ

11 августа 2020 г.

Архивные данные предоставлены Владимиром Валерьевичем Введенским - правнучатым племянником о. Петра Исакова.

Фотография места захоронения 11 ноября 2018 г.