Значит жили не зря. Памяти отца Василия и Инны Варламовых

Она писала истово, обильно и вза­хлеб. Ее живопись, яркая, праздничная, словно нарядилась в русский сарафан и пустилась в хоровод. В работах ее супруга, графических и живописных, пульсирует мысль — он стремится к философским обобщениям и духовным выводам, поучить и наставить. Они такие разные, когда отражают в цвете и линиях жизнь, но такие неделимо цельные, когда стоят рядом, склонившись друг к другу на фотографии — отец Василий и матушка Инна.

LSAL1240 1Прикасаться душой

Обоих, несмотря на достаточно молодые годы супругов, увы, нет в живых. Пять лет назад не стало отца Василия, а год назад, 26 сентября, погибла в автокатастрофе Инна Владимировна. 24 сентября, накануне дня ее памяти, в Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеке прошел вечер их памяти, организованный отделом культуры Нижегородской епархии.

— Мы активно сотрудничали с матушкой Инной, — говорит ведущий специалист отдела культуры Татьяна Полетаева. — Одно время она даже была куратором по культуре в Нижегородском благочинии нашей епархии. Мы помним ее и как опытного, эрудированного экскурсовода. День ее памяти — дата, с одной стороны, скорбная, а с другой — светлая, потому что удивительно светлыми людьми были она и ее супруг, как и все их творчество, небольшую часть которого мы показываем.

На выставке «Свет души Варламовых», ставшей доброй и уютной декорацией к вечеру памяти, было представлено около 25 работ отца Василия и матушки Инны. Работы разной тематики и жанра: духовные, семейные, сюжеты, православные праздники, бытовые и эпические сцены. Все они очень добрые, красочные, лиричные и подчас ироничные. И все, по меткому замечанию одного из гостей вечера, заставляют нас прикасаться душой к их авторам.

Вечер памяти, на который собрались родные, близкие, коллеги, почитатели творчества художников Варламовых, духовные чада отца Василия, начался с молитвы. Помощник руководителя отдела культуры Нижегородской епархии иерей Филипп Измайлов отслужил заупокойную литию по усопшим супругам. Вместе с гостями вечную память пропели девушки из хора регентского отделения Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров». Отец Василий большую часть своей жизни служил в храме в честь Собора Пресвятой Богородицы, на клиросе которого по-прежнему воспитываются будущие регенты. В двух шагах от храма находилась их с матушкой мастерская, одна на двоих.

Отец Василий и матушка были любящими родителями. Их единственная дочь Парас­кева Исаева, несмотря на светлый посыл встречи, не могла удержать слез.

— Отец Василий посвятил служению Господу и Церкви 20 лет своей жизни, матушка была удивительным художником и при этом самым умным и эрудированным человеком из тех, кого я когда-либо знала. Но для меня они были просто мамой и папой, с которыми мы очень счастливо жили нашей маленькой семьей, — вспоминает Параскева. — Мы с мамой ждали папу со службы, пекли ему пироги. Когда у папы было свободное время, мы все вместе рисовали, ходили гулять, кормить чаек и голубей. Во всей этой обыденной жизни, в каждом дне чувствовалась такая большая любовь между родителями, в их отношениях друг с другом, с окружающими людьми, прихожанами и почитателями их творчества. Эта любовь, доброта и сердечность не могли не выразиться в их творчестве. Сейчас моих родителей рядом нет, но, глядя на их картины, на свет, который исходит от них, на душе становится тепло и радостно. Значит они жили не зря.

Сказы доброго папы

Отца Василия вспоминали как доброго пастыря и самобытного художника, владевшего в равной степени талантливо как кистью, так и словом. Он писал замечательные картины, а когда у них с матушкой Инной после упорных молитв родилась долгожданная дочь, начал писать чудесные, добрые и поучительные сказки. До сих пор жива первая рукописная книга сказок отца Василия «Рассказки доброго отче» — для подросшей дочери, которая сама недавно стала мамой, она стала семейной реликвией.

— Когда Параскева была маленькой, отец Василий рассказывал ей свои сказки на ночь, — вспоминает один из друзей батюшки, — и матушка однажды ему подсказала: «Отче, а ты бы эти сказы записал». Тот стал записывать их в книжицу, и появились «Рассказки доброго отче», которые стали разлетаться по знакомым. Вскоре возникла идея создания детского журнала «Саша и Шура»: батюшка писал сказки, а матушка их иллюстрировала. Журнал, первый номер которого увидел свет в 2006 году, стал первым в истории нижегородской печати православным изданием для детей.

— Добрый отче — именно так мы всегда называли отца Василия, — вспоминает директор и художественный руководитель театра-студии ViPn Василий Никитин, духовное чадо отца Василия и близкий друг его семьи. — 12 июня, ко дню рождения батюшки, мы подготовили выставку его работ в нашей студии. В экспозицию вошли графические рисунки, посвященные разным временам и эпохам, и рукописная книга сказок.

Будучи нашим современником, отец Василий всегда ощущал себя преемником духовного и культурного наследия предков. В его работах — мотивы, которые звучат актуально во все времена, в них старший поучает младшего, муж наставляет жену, воины охраняют свое государство.

Храмы, ангелы и верба

Мастерство Варламовых и их самобытный художественный мир, который всех в себя гостеприимно впускает, не только любят, но и высоко ценят и признают как простые зрители, так и коллеги по цеху. На сцену, чтобы поделиться своим восприятием их творчества, выходили в тот день представители регионального отделения Союза художников России, в том числе заслуженный работник культуры РФ искусствовед Лариса Помыткина.

— Особенность мировосприятия Инны Варламовой, ее художественных находок и решений в ее близости к народной среде, — рассказала Лариса Помыткина. — В православии очень много праздников. В работах Инны Владимировны признаки этих праздников: верба, куличи, крашеные яйца, вертепы, ангелочки, храмы и нарядные избы — представлены плотно и насыщенно. И это всегда радостные, счастливые моменты жизни православного человека. Все ее работы — и маленькие, и крупные — независимо от жанра, пронизаны лучом духовного счастья, которым были полны сама Инна и ее супруг.

Говоря об истоке дарования протоиерея Василия Варламова, вспомнили его отца, народного художника России Алексея Григорьевича Варламова. Его кисти принадлежат портреты сына и снохи, которые заняли почетное место на сцене Белого зала библиотеки. «Варламовы представляют художественную культуру нашего города», — был один из выводов гостей встречи.

Кто пролил молоко

Если отец Василий писал для своей дочери сказки, то мама Инна любила рисовать Параскеву. Гуляют ли люди на Пасху или Рождество, или лето пришло и нарядилось спелыми плодами, или зима, в красных снегирях и избушках с колючими столбиками дыма, на переднем плане — круглолицая краснощекая девочка с ясными, широко распахнутыми глазами. Для матушки ее дочка была символом чистой детской души, безоглядной искренности, которую мы теряем, когда взрослеем.

— Мама очень любила меня рисовать, — признается Параскева. — У нее есть работа «Кто пролил молоко», очень маленького формата, но за ней стоит забавная история. На рисунке кот, попугай, девочка, то есть я, и пролитое молоко. Никто из нас не хочет сознаваться, кто пролил молоко. В детстве я обожала животных, и они, особенно коты и птицы, населяют все ее работы.

На встрече памяти Варламовых звучали стихи, музыка, много добрых, светлых и теплых слов в адрес людей, которые сами этот свет излучали и дарили — лично и через творчество.

Марина Дружкова
Фото Сергея Лотырева

URL: https://nne.ru/znachit-zhili-ne-zrya/ (дата обращения 20210914)