Завершение многолетнего богословского труда. О защите докторской дисссертации протоиерея Александра Ветелева // Журнал Московской Патриархии (1968. № 2. С. 21-24)

26 декабря 1967 года состоялось заседание Совета Московской духовной академии я семинарии, посвященное обсуждению докторской работы профессора-протоиерея Александра Андреевича Ветелева.

03О. Александр родился в 1892 году в с. Черном, Нижегородской губернии, в семье диакона. Многочадные родители растили своих детей в тяжелых условиях бедного сельского прихода и с детства приучали их к труду и стремлению к образованию.

В 1913 году Александр Андреевич окончил духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию, которую закончил в 1917 году. В 1923 году он окончил Высший Юридический институт в Севастополе, а в 1929 году Педагогический институт в Москве.

В 1945 году Александр Андреевич становится преподавателем Православного Богословского института (реорганизованного впоследствии в Московскую духовную академию). В том же году он принимает священный сан и одновременно с педагогической работой служит в одном из московских приходов.

В 1949 году о. Александр защитил магистерскую диссертацию «Гомилетика. Курс академических лекций по теории и практике церковно-православного проповедничества» и был избран профессором Московской духовной академии.

О. Александру принадлежит несколько научных работ:

1. Учебный курс проповедничества в России.
2. Краткий курс по истории древнегреческой философии и этики.
3. Курс лекций по пастырскому богословию.
4. Краткий курс по патрологии (восточные отцы Церкви V—VIII вв.).
5. Некоторые черты из внутренней жизни животных (в связи с вопросом о сознании и самосознании человека).
6. Преподобный Феодор Студит как церковный песнотворец.

Кроме того, в «Журнале Московской Патриархии» с 1951 года было напечатано 26 статей о. Александра на разные богословские темы и 28 проповедей. В журнале «Голос Православия» — 3 проповеди.

О. Александр Ветелев представил в Совет академии на соискание докторской степени пятитомный труд:

Том 1: в двух частях: Божественная литургия. Опыт изъяснения применительно к требованиям пастырской душепопечительности.
Том 2: Сборник недельных (воскресных) поучений.
Том 3: Сборник великопостных и пасхальных поучений.
Том 4: Сборник праздничных поучений.
Том 5: Статьи. 1. О пастырской душепопечительности. 2. Богословское содержание иконы Троицы Андрея Рублева. 3. Гефсимания. 4. Христос и грешница.

Советом академии были назначены рецензенты — профессор-протоиерей А. Д. Остапов и доцент архимандрит Тихон (Агриков).

20 декабря 1967 года состоялось предварительное обсуждение, а 26 декабря в 12 часов все члены академической корпорации собрались в Актовом зале «елизаветинских чертогов».

Во вступительном слове проф.-прот. А. Ветелев сказал, что его труд посвящен вопросам пастырской душепопечительности, которая должна проникать во все сферы и виды церковно-пастырского служения, в частности, тому, как пастырская душепопечительность проявляется за богослужением. Автор перечислил основные вопросы, которые раскрываются в его труде в первой главе первой части работы: Сионская тайная вечеря и Эммаусская вечеря; во второй главе: Евхаристия апостольского и послеапостольского времени; в третьей главе: приготовление пастыря и пасомых к Божественной литургии и Святому Причащению; особое внимание в этой главе уделено благодарению Господа, Евхаристической жертве, преломлению хлеба, Евхаристическим тайнам, евхаристическому смыслу заамвонной молитвы и теме «Христос и Евхаристия».
Затем он кратко рассказал о тематике и особенностях своих поучений.

После этого выступили с отзывами официальные рецензенты.

Проф.-прот. А.Д. Остапов в обстоятельном отзыве отметил, что труд протоиерея А. Ветелева не сухое научное изыскание, не имеющее практической ценности, а живое, согретое непосредственным пастырским духом и опытом слово пастыря и обращенное главным образом к пастырям. Автор хорошо использовал доступную ему литургическо-богословскую литературу и памятники древних литургий. Он дал анализ греческо-русского текста евангельского и апостольского повествований о Тайной вечери. «Все это, -сказал о. Алексий, - сообщило научно-исследовательский, подлинно богословский характер его работе о Тайной вечери». Оценивая мнение докторанта об Эммаусской вечери как Евхаристии о. Алексии сказал, что можно согласиться или не соглашаться с попыткой автора рассматривать Эммаусскую вечерю как евхаристическую, но сама постановка вопроса об этом достойна внимания и должна стимулировать богословскую мысль на дальнейшее исследование

Относительно поучений автора рецензент сказал, что на всех этих поучениях лежит печать самостоятельности и оригинальности в выборе тем, в манере раскрытия и освещения содержания и в применении к современным слушателям.

Из всех трех сборников пастырских поучений проф.-прот. А. Ветелева наибольшее выражение дух пастырской попечительности нашел в великопостных поучениях.

Подробно, с многими критическими замечаниями проф.-прот. А. Д. Остапов разобрал сборник, в котором помещены дополнительные материалы к основной теме автора.

Доцент архимандрит Тихон в обширном отзыве, отметив достоинства первой, теоретической части рецензируемого труда, сказал также, что потребность в современных проповеднических пособиях для пастырей нашей Церкви очевидна и что о. Александр своим трудом идет навстречу этой насущной потребности. Все поучения (около 200) о. Александра составляют полный годичный круг проповедей. Они просты по содержанию и носят на себе печать живого, евангельского духа. По мнению о. архимандрита, проф.-прот. Александр Ветелев в своих поучениях расширяет опыт знаменитого витии протоиерея Родиона Путятина. Отличительная особенность большинства его проповедей – в их современности, предельной краткости, глубине и вместе пленяющей простоте. Перечислив положительные стороны труда, архимандрит Тихон отметил и некоторые спорные проблемы и недостатки работы.

После официальных оппонентов выступали со своими замечаниями члены Совета академии.

На все замечания и вопросы протоиерей А. Ветелев дал разъяснения. Был прочитан также положительный отзыв епископа Саратовского Пимена, бывшего доцента академии.

В течение пяти часов продолжалось обсуждение труда о. Александра. То, что все присутствовавшие на Совете профессора и доценты высказали свое мнение о труде о. Александра, свидетельствовало, что его работа вызвала живой интерес своей актуальностью и практической целенаправленностью.

После голосования — из 18 голосовавших 17 «за» и 1 «против» — Совет академии постановил присвоить проф.-прот. Александру Вете- леву высшую ученую степень — доктора богословия за его труд и просить Святейшего Патриарха Алексия утвердить настоящее постановление Совета.

Утверждение Святейшим Патриархом этого постановления вскоре последовало, и на следующем заседании Совета, состоявшемся 3 января 1968 года в торжественной обстановке, ректор епископ Филарет возложил на протоиерея Александра Ветелева докторский крест. Все собравшиеся горячо поздравили нового доктора и пожелали ему еще много лет трудиться для процветания богословской науки в Московской духовной академии.

О. Александр ответил на поздравления.

Докторский крест явился достойным увенчанием его многолетних богословских и пастырских трудов.

Иеромонах Марк (Лозинский),
доцент Моск. дух. академии

Публикуется по:

  • Марк (Лозинский), иером. Завершение многолетнего богословского труда // ЖМП. 1968. № 2. С. 21-24