Тихон (Затёкин), архимандрит. 195 лет со дня рождения церковного историка и духовного пастыря архиепископа Макария (Миролюбова)

 

 

 3 20200904 1387430769Родился будущий святитель 24 марта 1817 года в Рязанской губернии, в селе Большое Ухолово Ряжского уезда, в семье священника Кирилла Подлесенского и супруги его Анны Григорьевны. На третий день после его крещения в метрической книге местной Ильинской церкви за этот год в разделе о родившихся 27 марта была сделана следующая запись: «Того ж села у священника Кирилла Прокопьева — сын Николай» [1].

До трех лет Николай не мог начать говорить, хотя речь других понимал хорошо. Однажды в их дом пришли крестьянки и, увидев Николая, сказали матушке: «Бог дал вам одного сына и тот, бедняжка, без языка» [2].

Однажды, после освящения придела Троицкого храма в селе Большое Ухолово, престол которого освящал настоятель Николаевского Радовицкого монастыря игумен Паисий, настоятель храма священник Кирилл пригласил всех гостей в свой дом на трапезу, а Николай кинулся на колени к игумену и ухватился руками за его наперсный крест и долго не отпускал. Игумен Паисий произнес: «Ты, милый мальчик, будешь иметь много более этаких и лучших крестов и будешь лучше и выше меня» [3].

Грамоту Николай стал постигать под руководством местного дьячка Евтея Иванова, у которого учились дети лучших местных жителей села Большое Ухолово. Грамота Николаю давалась нелегко. Затем и сам отец Кирилл взялся за своего сына и подготовил его к поступлению в Сапожковское Духовное училище. Николаю уже исполнилось 10 лет, когда он в 1827 году успешно сдал экзамен и был зачислен во второй приходской класс [4].

При поступлении в училище, по обычаю того времени, ему дали новую фамилию — Миролюбов [5].

Проучившись в училище пять лет, в 1832 году Николай Миролюбов поступает в Рязанскую Духовную семинарию.

В 1838 году       Николай Кириллович Миролюбов закончил учебу в рязанской семинарии, проявив при обучении особые успехи в философских, богословских, словесных и исторических науках, а также знаниях древних языков — еврейского, латинского, греческого и немецкого.

5 июня того же года в семинарию от иеромонаха Филарета, инспектора Московской Духовной академии, было прислано следующее предписание: «По предоставлению Академического Правления, Комиссия Духовных Училищ, между прочим положила: в состав низшего отделения здешней Академии, на приближающийся новый учебный курс истребовать двух воспитанников из Рязанской Семинарии. Семинарскому правлению предписывается сделать надлежащее распоряжение в избрании и отправлении воспитанников в Академию, на основании прежних примеров» [6].

В ответ на данное предписание 18 июня 1838 года семинарское начальство принимает решение о том, чтобы «... студентов Троицкого и Миролюбова, избранных Правлением для поступления в Московскую Академию и изъявивших на то согласие, отослать при отношении к местному врачу Семинарии доктору Венецкому для освидетельствоваЖя их здоровья, прося, дабы он благоволил о последующем уведомить Правление; а эконому Семинарии поручить составление примерного расписания материальных нужд для экипирования назначаемых в Академию с тем, чтобы по составлении доложить распиской Правлению» [7].

Получив Святительское благословение архиепископа Гавриила на отправку двух студентов, Троицкого и Миролюбова, руководство семинарии 9 августа в своем донесении в Московскую академию сообщило о том, что «...избрав из учеников высшего отделения двух воспитанников в составе низшего отделения Академии нa приближающийся новый учебный курс, именно: Василия Троицкого и Николая Миролюбова как благонадежных в успехах, поведению и по состоянию здоровья, освидетельствованного через Семинарского Врача, снабдило их приличною одеждою, обувью и подорожною от Рязани до Сергиева Посада на две лошади, за указанные прогоны и выдало им билеты сего Августа 9 дня для отправления в Московскую Д. Академию. О чем с приложением Аттестатов означенных воспитанников, Правлению М. Д. Академии Рязанское Семинарское Правление сим благопокорнейше доносить» [8].

Московская академия в те годы находилась под пристальным вниманием и попечением митрополита Московского Филарета (Дроздова). Порядки в академии, что для профессоров, что для студентов были строгие, и каждый занимался своим делом со всяким вниманием и усердием, зная, что отчет свой они будут давать перед самим митрополитом Филаретом. Учась на последнем курсе академии, Николай Миролюбов написал курсовое сочинение на тему: «Примеры благочестия среди соблазнов или поведение древних христиан в отношении к язычникам». Учебу в академии Николай Миролюбов завершил в 1842 году, с отличием по первому разряду [9].

В тот же год Николай приехал навестить своих родителей и высказал им свое сокровенное желание – стать монахом. Отец же, услышав о монашестве, стал разубеждать Николая и особенно предостерегал его от принятия трудновыполнимых обетов в ранней молодости, но мать благословила сына на принятие монашества, надеясь, что он впоследствии станет архиереем [10].

28 сентября 1842 года указом Святейшего Синода выпускнику Московской академии Николаю Миролюбову надлежало стать наставником в Нижегородской Духовной семинарии по классу логики, психологии и латинского языка. Получив такое назначение Синода, Николай Миролюбов прибыл в Нижний Новгород и поселился у домовладельца Черемина на Черном пруду, где занял небольшой дом с мезонином.

15 июля 1844 года преподавателя Миролюбова указом Преосвященного епископа Нижегородского и Арзамасского Иоанна (Доброзракова) назначают исполнять должность помощника инспектора семинарии, а спустя год, 12 июня Николай Кириллович был определен профессором патристики в среднем отделении семинарии [11].

 В 1846 году Николай Миролюбов подал прошение на имя Епископа Иоанна (Доброзракова) о пострижении в монашество. Владыка Иоанн подписал прошение и благословил ректору семинарии архимандриту Аполлонию (Матвеевскому), исполнявшему тогда обязанности настоятеля Нижегородского Благовещенского монастыря, совершить иноческий постриг над Николаем Миролюбовым. 2 июня в Благовещенской обители настоятелем был совершен постриг в мантию Николая с именем Макарий, в честь небесного покровителя земли Нижегородской св. прп. Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца.

С тех пор Макарий (Миролюбов) полюбил Благовещенскую обитель, которая впоследствии станет для него и последним приютом в его земной жизни. Спустя неделю, 9 июня 1846 года, инок Макарий был рукоположен Преосвященным Иоанном в сан иеродиакона, а 16 июня — во иеромонаха [12].

Одновременно неся все возложенные на него по духовной семинарии послушания, иеромонах Макарий предался своему новому любимому делу — изысканиям и исследованиям памятников старины. В 1847 году указом Святейшего Синода на Нижегородскую кафедру был назначен Саратовский архиепископ Иаков (Вечерков), который сам был любителем церковной старины и еще в Саратове занимался описанием церковных древностей. Еще до прибытия на Нижегородскую кафедру архиепископа Иакова многие ожидали увидеть в нем поборника православия, другие — любителя археологии, иные — ревнителя о благолепии храмов Божиих и покровителя наук. Впоследствии во всех этих качествах нового святителя нижегородцы смогли убедиться сами.

По приезде в Нижний Новгород архиепископ Иаков самолично осмотрел все монастыри и храмы и другие достопамятные места, связанные с древним прошлым великого города. Особо он обратил внимание на древлехранилище Вознесенского Печерского монастыря, где в подвале Вознесенского собора открыл до 1000 столбцов царских и патриарших грамот. Работой по разбору древних актов Преосвященный Иаков благословил заниматься особую комиссию, куда вошли: П.И. Мельников, М.П. Веселовский, П.И. Пискарев, С.А. Добротворский и иеромонах Макарий (Миролюбов). Кроме этого, владыка сделал распоряжение по епархии, чтобы местное духовенство и благочинные сами доставляли в Консисторию предметы старины. Одним из важных дел Преосвященный считал своим долгом составить описание Нижегородской епархии и жизнеописаний ее иерархов. Это послушание он возложил на профессора семинарии иеромонаха Макария, который незамедлительно составил специальную программу и разослал по приходам и монастырям епархии [13].

23 марта 1847 года Преосвященным архиепископом Иаковом иеромонах Макарий был удостоен «за отличное доброе поведение и исправное прохождение должности наставника» своей первой священнической награды — набедренника [14].

С этого времени, уже достигший 30-летнего возраста, отец Макарий еще с большей ревностью взялся за труды по описанию памятников нижегородской старины. С дозволения духовенства и светского начальства он посещал и изучал архивы нижегородских учреждений, а в свободное время ездил по епархии, осматривая монастыри и храмы. В случае если было возможно взять рукопись или иной предмет старины на дом, он делал с них копии, но многое ему приходилось описывать непосредственно на месте, терпеливо перенося при этом холод и сырость. Бывшие сослуживцы по семинарии впоследствии вспоминали: «Отца Макария никогда нельзя было видеть в его квартире, чтобы он не имел в руках пера или какой-либо старинной книги, или рукописи. Сама квартира его почти вся наполнена была книгами и разными письменными документами; даже вверху комнат под потолком, на протянутых во множестве шнурках и бечевках, висели старинные пожелтевшие листы рукописей, просушиваясь здесь от сырости, в которой прежде находились, хранясь в разных монастырских подвалах и кладовых» [15].

Ему посчастливилось познакомиться и работать с авторитетными во второй половине XIX столетия в области исторической науки людьми — П. И. Мельниковым-Печерским, редактором «Нижегородских Губернских ведомостей», и О.И. Далем, составителем «Толкового словаря живого великорусского языка». Исследовательскую работу иеромонах Макарий начал с описания кафедрального Спасо-Преображенского собора, Архангельского собора, Благовещенского и Амвросиево-Дудина монастырей. Свои статьи он помещал в «Нижегородских Губернских ведомостях». Одновременно изучая древности края, он писал и биографии архипастырей, управлявших Нижегородской кафедрой с 1652 года. В 1848 году он опубликовал в ведомостях первую биографию – митрополита Нижегородского и Алатырского Филарета. Особым предметом для изучения стало житие св.  прп. Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца, в честь которого он был пострижен. В 1850 году на средства нижегородского содержателя библиотеки для чтения С.Я. Меледина выйдет одна из первых книг иеромонаха Макария, в двухчастях—«Сказания о жизни и чудесах Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца». После выхода книги в свет П. И. Мельников в «Губернских ведомостях» опубликовал на нее свою рецензию, где отмечал, что «...книга эта, как и все прежние творения иеромонаха Макария, отличаются добросовестным изучением предмета и прекрасным языком» [16]

Одновременно он написал и акафист святому угоднику земли Нижегородской, а изучение им архивов Макарьевского Желтоводского монастыря впоследствии спасет и саму эту обитель, предназначенную к упразднению, которая всецело будет обязана своим вторым возрождением отцу Макарию.

По распоряжению Духовной Консистории 19 октября 1848 года иеромонах Макарий был определи членом Нижегородского попечительства о бедных духовного звания, а с 14 января 1849 года его означили на должность инспектора семинарии [17].

В 1850 году известный этнораф и археолог И. П. Сахаров призвал провинциальных сотрудников Императорского Русского Археологического Общества принять участие в копировании надписей на древних памятниках церковной и отечественной истории. Среди первых, кто откликнулся на инициативу И. П. Сахарова, был иеромонах Макарий.

14 февраля 1851 года на Нижегородскую кафедру прибыл назначенный Святейшим Синодом епископ Иеремия (Соловьев), который, как и его предшественник, благосклонно отнесся к трудам иеромонаха Макария. 31 марта этого же года уже в третий раз владыка назначает Макария на должность инспектора семинарии. В том же месяце, по благословению епископа Иеремии, он приступил к собранию воедино своих трудов по изучению истории Нижегородской епархии, печатавшихся ранее в «Нижегородских Губернских ведомостях». Кроме того, этот неутомимый исследователь помещал и другие свои статьи в разных изданиях и журналах. Его труды публиковались в изданиях Императорской Академии Наук, в журнале Императорского Общества Истории и древностей Российских, в Известиях Императорского Русского Географического Общества и ряде других изданий.

31 мая неожиданно в Нижний Новгород пришло распоряжение Святейшего Синода, в котором говорилось, что иеромонаху Макарию (Миролюбову) определено быть инспектором Пермской Духовной семинарии и профессором второго богословского класса [18].

Для прохождения должности инспектора семинарии Макарий имел все необходимые для этого качества. Он был деятелен, заботлив, энергичен, доброжелателен и обладал такою теплотою, сердечностью и приветливостью в обращении, что студенты сразу оценили эти качества и относились к нему с любовью и уважением. Исполняя свои основные обязанности, иеромонах Макарий по-прежнему занимался своей исследовательской исторической деятельностью по изучению и собиранию материалов из истории Пермского края. Как и прежде, в Нижнем Новгороде он обратился к городским и сельским священнослужителям с просьбой присылать ему сведения о достопримечательностях, редких документах и прочих вещах, относящихся церковным древностям [19].

Святыми покровителями Пермского края являются св. прав. Симеон Верхотурский, чудотворец и святитель Стефан Пермский. Испросив благословения епископа Неофита, который сам почитал св. прав. Симеона и любил Верхотурскую обитель, ректор семинарии отправился в древнюю столицу Урала город Верхотурье, где смог обстоятельно изучить этот древний город, его святыни, обычаи и говор местных жителей. Впоследствии, в 1854 году, из-под его пера вышла книга «Описание г. Верхотурья», а в 1857 году «Сказание о жизни и чудесах св. прав. Симеона, Верхотурского Чудотворца».

Отец Макарий много путешествовал и изучал Пермский край, о чем ярко свидетельствует выпущенная им книга: «Памятники древности в Пермской Губернии» [20].

Не забывал он и Нижний Новгород, так как взял с собой многие ранее собранные материалы и документы и в свободное от служебных занятий время предавался литературной работе. Он посылал свои статьи в различные журналы, опубликовав там свои сочинения: «О предрассудках и суевериях в Нижегородской Губернии», «Город Семенов, Нижегородской Губернии», «О духовных школах и гимназиях прошлого века в Нижегородской Губернии» и многое другое [21].

В 1853 году по благословению епископа Неофита иеромонах Макарий был назначен временно присутствующим в Пермской Духовной Консистории, а 20 июня указом Святейшего Синода был возведен в сан игумена [22].

В то время член Святейшего Синода, Митрополит Московский Филарет (Дроздов) в своей епархии произвел опись всех предметов старины, церковной утвари, антиминсов. По его предложению при Святейшем Синоде был образован специальный Комитет для составления археологических описаний церковных древностей в монастырях и храмах Российской Империи.

31 июля 1853 года игумен Макарий получил Синодальный указ о том, что он командируется для обозрения важнейших церковных хранилищ в Вологодской, Ярославской, Костромской и Владимирской епархиях. В течение года отец Макарий составлял подробное описание ризниц этих епархий. За свои усердные труды на данном поприще 16 июля 1854 года в Санкт-Петербурге в Воскресенском Смольном монастыре он был возведен в сан архимандрита с присвоением ему лично степени настоятеля третьеклассного монастыря [23].

Завершив работу по описанию древлехранилищ в означенных ему епархиях, архимандрит Макарий был вызван в Синод, где его назначили членом Особого Синодального Комитета по описанию археологических церковных древностей.

18 сентября 1854 года последовал новый указ Синода, согласно которому неутомимый исследователь командировался в Великий Новгород для разбора и исследования древнего архива, найденного в тайниках Софийского собора [24].

26 февраля 1856 года, по Высочайшему повелению Государя Императора Николая Павловича, архимандрит Макарий был удостоен ордена Святой Анны II степени, а 11 декабря он был избран действительным членом Императорского Санкт- Петербургского Археологического Общества [25].

Последующий 1857 год стал знаменательным для архимандрита Макария и для земли Нижегородской. В Синодальной типографии был отпечатан труд отца Макария «Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния», а книжным торговцем Н. Г. Овсянниковым была издана его монография «История Нижегородской иерархии».

12 августа того же года архимандрит Макарий написал письмо настоятелю Верхотурского Николаевского монастыря архимандриту Гавриилу (Любомудрову), в котором писал: «Извините, что я не имея с Вами знакомства, осмеливаюсь беспокоить Вас неожиданною просьбою. На днях дозволено Св. Синодом напечатать составленное мною Сказание о жизни и чудесах св. праведного Симеона Верхотурского. Если Вашему Высокопреподобию угодно иметь для монастыря в печати оное житие, то рукопись для издания может быть уступлена обители за 60 рублей серебром <...> или же издать рукопись здесь в Петербурге <...> на хорошей бумаге так чтобы вышло 64 страницы. Если признаете удобным решиться на мое условие касательно рукописи, то благоволите поускорить меня уведомлением.

С глубочайшим почтением и преданностью, имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейший слуга Архимандрит Макарий, живущий в Александро-Невской Лавре по делам службы» [26].

В ответ на это письмо настоятель Верхотурского монастыря писал отцу Макарию в Санкт-Петербург: «...Приношу Вам Искреннейшую благодарность и от себя и от лица вверенной моему управлению Св. Обители Праведнаго Симеона Верхотурского, за Ваше изъявление в писании Вашем ко мне от 12 августа <...> и до меня дошедшем 3 сентября сего Благожелание по какому Вы благоволите уступить сей Обители рукопись одобренную Св. Синодом к напечанию <...> и всепокорнейшее прошу Вас, не передавая книгопродавцам, прислать ее в сию обитель с правом печатать ее сей обители...» [27].

Далее архимандрит Макарий написал в Верхотурье гарантийное письмо, в котором извещал настоятеля о том, что книга будет издана им трехтысячным тиражом с доставкой в обитель. Но при этом он выставил условие о том, что «... одна сотня рублей выслана была мне на отпечатывание книжек в Санкт-Петербурге <...> вторая сотня рублей по получении от меня нескольких печатных экземпляров, а последняя сотня рублей выслана была по доставлении мною в монастырь всего количества экземпляров печатной книжки. В чем и подписуюсь, с приложением именной печати инспектор Пермской семинарии Архимандрит Макарий...» [28].

В том же 1857 году, проживая в Александро-Невской Лавре, архимандрит Макарий завязал дружбу с назначенным в Великий Новгород губернатором Эдуардом Васильевичем Лерхе, и теплые дружеские отношения между ними сохранялись до самой смерти Макария [29].

22 августа 1857 года за под-несение Его Императорскому Величеству, Государю Императору Александру II, книги «Сказание о жизни и трудах Преосвященного Гавриила, митрополита Новгородского и Санкт- Петербургского» архимандриту Макарию была объявлена высочайшая благодарность.

29 ноября того же года, в память Отечественной войны 1853-1856 годов, он был награжден бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте [30].

1858 год оказался очень деятельным в жизни архимандрита Макария. 10 января Святейшим Синодом определено быть ему ректором и профессором Рязанской Духовной семинарии и настоятелем Рязанского Спасо-Преображенского третьеклассного монастыря.

Вступив в новую должность, на своей родине 11 февраля этого же года отец Макарий стал членом Рязанской Духовной Консистории и одновременно цензором очередных проповедей, произносимых в Кафедральном соборе, и председательствующим в учрежденном им Комитете для рассмотрения катехизических поучений.

В марте того же года Макарий получил от Верхотурского настоятеля последнюю часть денег за изданную книгу «Сказание о жизни и чудесах св. прв. Симеона Верхотурского чудотворца», а 6 апреля написал архимандриту Гавриилу ответ: «...Имею честь почтительнейше уведомить, что деньги третья сотня рублей за книжки о св. праведном Симеоне мною получены не в Петербурге, а в Рязани, куда я прибыл к должности на первой неделе Великого Поста...» [31].

По благословению Епископа Рязанского и Зарайского Смарагда (Крыжановского) архимандрит Макарий был назначен благочинным монастырей Рязанской епархии Солотчинского Рождество-Богородицкого, Троицкого и Богословского [32].

Кроме этого, архимандрит Макарий состоял членом Строительного комитета по «исправлению ветхостей» в семинарских зданиях и по постройке Владимирского храма. 4 декабря 1858 года им торжественно было совершено освящение Владимирского храма при Рязанской Духовной семинарии [33],

В Рязанской семинарии архимандрит Макарий отличался «неисчерпаемой добротой, задушевной простотой и откровенностью». Отношения его к своим подчиненным были самые благодушные, и даже проступки подчиненных ему лиц вызывали у него иногда «растворенные любовью шутки». Унимая расшалившихся воспитанников Рязанской семинарии, он, занимавший должность ректора, говорил: «Инспектору про вас скажу». Однажды, увидевши в одном из подведомственных ему монастырей охмелевшего монаха, он его спросил: «Кто убил монаха?». Находясь в Рязанской епархии, ему посчастливилось, по благословению Преосвященного Смарагда, в своем родном селе Ухолово в Троицкой церкви освятить один из ее приделов [34].

10 августа того же года указом Святейшего Синода архимандрит Макарий был перемещен из Рязанской епархии на должность ректора и профессора богословских наук в Новгородскую Духовную семинарию с назначением настоятелем Новгородского второклассного Антониева монастыря.

Через три месяца после назначения на должность настоятеля архимандрит Макарий становится председателем Комитета при Новгородской Духовной семинарии, созданного для церковно-исторического описания Новгородской епархии. По благословению Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Исидора (Никольского) 14 ноября он был определен присутствующим членом Духовной Консистории, а 15 декабря назначен благочинным пяти мужских монастырей — Антониева, Кириллова, Деревяницкого Воскресенского, Отенского и Савво-Вишерского [35].

22 апреля 1861 года архимандрит Макарий был Всемилостивейше Государем Императором Александром Николаевичем сопричислен к ордену Святой Анны II степени, украшенному императорской короною [36].

26 мая в Новгород впервые прибыл для обозрения вверенной епархии Митрополит Исидор. По случаю встречи архиерея архимандриту Макарию было поручено как ректору семинарии произнести приветственное слово в зале Архиерейского дома, в котором он сказал: «...Гряди, архипастырь и отец наш, с миром в дом твой! Веди нас к горнему Иерусалиму, ими же веси судьбами! Мы готовы следовать за тобою и выполнять вся повеления твоя, в той твердой уверенности, что ты, как добрый пастырь, желаешь нам единаго добра, сам ведаешь силы и немощи наши... За тебя мы возносим и не престанем возносить теплыя молитвы пред престолом Всевышняго, да укрепит Он с высоты Своея тебя среди многоразличных трудов и попечений, да сохранит Он тебя от всякаго зла во вся дни живота твоего».

28 мая после божественной литургии в Софийском соборе Митрополит Исидор вместе с новгородским духовенством совершил в присутствии министра путей сообщения и других государственных чиновников закладку памятника «Тысячелетие России». После торжественного молебна по случаю закладки величественного памятника архимандрит Макарий по благословению Владыки произнес проповедь [37].

Следующий, 1862 год, также стал знаменательным в жизни архимандрита Макария. По его инициативе и под его руководством при Новгородской Духовной семинарии установлено было празднование дня славянских просветителей Св. Кирилла и Мефодия [38].

6 августа архимандриту Макарию была объявлена Высочайшая благодарность за поднесение составленных им книг Государю Александру И [39].

7     сентября 1862 года в Новгород прибыл Государь Император Александр II и 8 сентября в Софийском соборе Новгородского кремля прошло главное богослужение, которое возглавил митрополит Новгородский и Санкт- Петербургский Исидор в сослужении настоятелей монастырей и городского духовенства. В этом богослужении также принимал участие и архимандрит Макарий. После совершения Божественной литургии начался крестный ход к памятнику: «Сначала несли хоругви и чудотворные иконы; шло многочисленное духовенство, приятные певчие и потом митрополит с архиереями...» [40].

Автором-скульптором знаменитого памятника «Тысячелетие России» был академик М. О. Микешин. Во время церемонии освящения «Государь Император, сев на коня, сопровождал церковное шествие, а Государыня Императрица, Государь Наследник Цесаревич, вместе с прочими членами Августейшего семейства, следовали за церковной процессией до самой палатки пешком. Тут Государь сошел с коня и вместе с Августейшим семейством стал под палатку для слушания молебна. Во время молебствия особенно была торжественная минута, когда Государь, войско и весь народ преклонили колени и соединились в общей молитве о счастии и благоденствии России» [41].

В происходивших по этому случаю торжествах архимандриту Макарию было поручено сопровождать Августейших особ и, «...как известный ученый исследователь Новгородских достопримечательностей, имевший возможность лучше всякого другого лица сообщить о них сведения всем, интересующимися ими ...ему поручено было давать объяснения о достопримечательностях Софийского собора и храма святителя Иоанна, архиепископа Новгородского...» [42].

Во время осмотра Софийского собора отец Макарий старался более подробно рассказать о древностях и святынях храма, и как вдруг Государыня Императрица переспросила его:

«А как же в своем сочинении вы об этом предмете говорили не так, как теперь» и напомнила ему, где и что именно он сказал о данном предмете в своей книге «Памятники Новгородских древностей». Архимандрит Макарий впоследствии вспоминал: «Я так и остолбенел... да и говорю: Ну, матушка Государыня, пристыдила ты меня! Да ты мои книги знаешь лучше меня самого. Смотри-ка: раз прочла, и то не забыла, а я сам писал, да забыл» [43].

На следующий день, 9 сентября, Государь и его свита посетили Антониев монастырь, где были встречены под звон колоколов настоятелем обители архимандритом Макарием. После посещения собора он также «давал пояснения относительно монастырских древностей..., и причем удостоился поднести Их Императорским Величествам по Св. иконе прп. Антония Римлянина» [44].

25 апреля 1864 года, по Высочайшему повелению, архимандрит Макарий был представлен к ордену Св. Владимира III степени [45].

С 14 марта 1865 года отец Макарий был избран действительным членом Московского общества древнерусского искусства [46].

Девять лет архимандрит Макарий нес послушание настоятеля Антониева монастыря и ректора Новгородской семинарии и на протяжении всего этого времени у него были самые дружественные отношения с Новгородским губернатором Эдуардом Васильевичем Лерхе [47].

В мае месяце 1866 года по указу Его Императорского Величества в Святейшем Правительствующем Синоде был заслушан доклад, «...В коем представлены были на Высочайшее Его Императорского Величества благоусмотрение следующие предложения Синода: В нижегородской и Костромской Епархиях, в помощь Епархиальным Архиереям, учредить Викариатства, наименовав викарных Преосвященных: Нижегородского Балахнинским, а Костромского Кинешемским» [48].

Епископ Нижегородский и Арзамасский Нектарий (Надеждин), получив указ из Святейшего Синода, незамедлительно написал об этом решении нижегородскому губернатору А. А. Одинцову. В своем письме владыка сообщал: «Указом Святейшего Синода от 25 сего мая за № 1239 мне дано знать, что в Нижегородской епархии, в помощь Епархиальному Архиерею, Высочайше учреждено Викариатство, с тем чтобы Преосвященный Викарий именовался Епископом Балахнинским и имел свое местопребывание в Нижегородском Печерском монастыре, который представляется в непосредственное Его заведывание <...> Как скоро будет назначен и рукоположен будущий Преосвященный Викарий, не премину уведомить Ваше Высокопревосходительство!» [49].

Указом Синода местопребыванием новому Нижегородскому викарию был определен Вознесенский Печерский монастырь, и в качестве содержания сверх жалования настоятеля ему был определен оклад в 500 рублей в год. Необходимыми комплектами Архиерейских облачений вновь назначенного викария должен был снабдить правящий епископ из ризницы Архиерейского дома и Кафедрального собора. Этим же указом правящий архиерей назначался настоятелем Оранского Богородицкого мужского монастыря с возведением его в статус первоклассного [50].

13 июля 1866 года, в Александро-Невской Лавре, ректор Новгородской Духовной семинарии архимандрит Макарий был наречен во епископа Балахнинского [51].

17 июля в Троицком соборном храме Александро-Невской Лавры митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор, епископ Нижегородский и Арзамасский Нектарий и другие архипастыри совершили хиротонию архимандрита Макария во епископа Балахнинского [52].

23 июля епископ Макарий прибыл в родной своему сердцу Нижний Новгород. Сразу же с вокзала владыка приехал в Спасо-Преображенский кафедральный собор, где был встречен «многочисленным стечением народа» и духовенством епархии. После совершенного благодарственного молебна владыка Макарий прибыл на жительство в Вознесенский Печерский монастырь, где под звон колоколов был встречен наместником обители иеромонахом Ефремом с братией и сразу же проследовал в главный Вознесенский собор, где приложился к чудотворной иконе Печерской Божией Матери и на правах настоятеля обители произнес братии поучение: «Известны вам слова Спасителя, сказанныя в нагорной беседе: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже есть на небесех.

Слова сии повторяю перед вами, братия, потому, что обитель сия, по своему местоположению, сокрыта от очей мира. Но не думайте, чтобы вместе с обителью сокрыты были дела ваши, добрыя и худыя <...> За добрыя дела, обыкновенно, хвалят иноков, хвалят устав и правила; а за худыя дела поносят иноков, унижают и самыя правила, которым обязаны следовать они <...> Для избежания сего, старайтесь, исполнением лежащих на вас обязанностей, о сохранении чести и славы не своей только, но и славы Божией <...> Будем же вкупе молится во храме сем Господу Иисусу, дабы это благожелание мое силою Всевышнего оправдалось на вас, братия мои, как с перваго моего вступления до конца пребывания с вами, так и навсегда, молитвами пресвятыя Богородицей прославивших обитель сию святых подвижников: Дионисия, Евфимия и Макария...» [53].

Так началось новое служение епископа Макария Церкви Божией и, хотя он и подчеркивал в своих проповедях, что ему отныне нужно более заботиться о «стаде Христовом», что он и делал, но своего занятия и любви к истории Отечества он не оставил до конца своих дней.

В июле 1866 года в Нижнем Новгороде по традиции должно было состояться очередное открытие ярмарочного сезона, которое всегда начиналось с молебна, проходившего в Ярмарочном Спасском соборе. К открытию этой ярмарки было приурочено также освящение новопостроенной часовни во имя св. прп. Макария, Желтоводского чудотворца, получившей в народе название «Флачной». К открытию ярмарки ожидали прибытия в Н. Новгород наследника цесаревича, Великого князя Александра Александровича и Великого князя Владимира Александровича, и весь город готовился к этому. Великие князья прибыли в Н. Новгород 17 августа на пароходе «Поспешный». На пристани Их Императорские Высочества были встречены хлебом-солью временным генерал-губернатором Н. А. Огаревым и губернатором А. А. Одинцовым и другими лицами Губернского управления, после чего на экипажах отправились в Кафедральный собор. При входе в собор Их Императорские Высочества были встречены епископом Макарием и, по совершении молебна, Преосвященный преподнес им в дар иконы св. князя Александра Невского и Равноапостольного князя Владимира. В своей речи к ним владыка Макарий подчеркнул: «...В этом благолепном храме не раз молились выходившие на защиту отечества, и возвращались с успехом, — молились Ваши Боговенчанные Предки и Родители. Да почиет благословение Божие от храма сего над Вами и над всем Августейшим Домом!». После этого Великие князья обозревали святыни храма и поклонились праху Козьмы Минина [54].

19 августа после Божественной литургии, совершенной Преосвященным Макарием в Ярмарочном Спасском соборе, к начавшемуся молебну прибыли Великие князья. Для этого случая из Макарьевского монастыря была доставлена Чудотворная икона св. прп. Макария Желтоводского. После положенных молитвословий начался крестный ход к часовне.

В часовне, в присутствии Великих князей, Преосвященный Макарий совершил чин водоосвящения и окропил стены святой водой. Затем Владыка произнес по этому случаю слово, в котором сказал: «...К Вам, Благоверные Государи, надежда и счастье России, — к Вам слово искренней нашей благодарности за Ваше высокое участие в благом деле сем <...> Возвестити же Вашим Августейшим Родителям, что отечество наше богато любовию, что русские везде остаются русскими и дома и на чужой стране <...> что любовь к ближним и усердие к благолепию домов Божиих не оставляет их и среди занятий торговлею и другими промыслами...». После проповеди все приложились к Чудотворному образу св. Макария и отбыли в Главный ярмарочный дом [55].

Пребывая в должности викария, Преосвященный Макарий совершил в Нижнем Новгороде освящение двух приходских храмов: Троицкой Верхнепосадской на Сенной площади и одноименной Троицкой Нижнепосадской на Рождественской улице, а также двух домовых храмов — Александро-Невского при 2-м Детском приюте и Макарьевского при епархиальной женской богадельне.

Всего лишь около года пробыл Преосвященный Макарий на нижегородской земле. По Императорскому указу, Святейший Синод, выслушав предложенный обер-прокурором от 11 сентября 1867 года доклад с резолюцией государя-императора, постановил: «Согласно представлению Святейшего Синода Всемилостивейше увольняя Епископа Поликарпа, по случаю постигшей его тяжелой болезни, от управления Орловскою Епархиею, повелеваем Викарию Нижегородской Епархии Епископу Балахнинскому Макарию быть Епископом Орловским» [56].

На самостоятельной архиерейской кафедре открылось применение и замечательному проповедническому таланту Преосвященного Макария. Его проповеди и поучения, отличающиеся задушевностью и простотою, стали привлекать множество слушателей, «желающих утолить духовную жажду живою струею проповеди Слова Божия» [57].

За девять лет пребывания на Орловской кафедре владыка Макарий заявил о себе как опытный администратор и как прекрасный проповедник. Масса народа приходила в храмы, в которых служил Преосвященный. Говорил он просто, ясно и убедительно [58].

В конце 1876 года в Орел стали доходить слухи о его перемещении в Архангельскую епархию, Преосвященный Макарий был очень расстроен грядущими событиями в его жизни и видел для себя в этом «постыдное понижение» и задумал даже удалиться на покой, подписавшись в конце письма: «Епископ Макарий, ожидающий избавления от епархиальной службы» [59].

Через два дня, 25 декабря, последовал указ Святейшего Синода: «Государь Император Высочайше соизволил утвердить всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии епископу Орловскому Макарию — епископом Архангельским и Холмогорским, а епископу Архангельскому Ювеналию — епископом Орловским и Севским» [60].

В Архангельск Макарий прибыл 19 февраля 1877 года. Этот день совпал с днем памяти восшествия на Российский Престол Государя Императора Александра Николаевича, и это событие было отражено на страницах губернских ведомостей: «...В здешнем Кафедральном Соборе, Преосвященнейшим Макарием, Епископом Архангельским и Холмогорским, с Городским духовенством, в присутствии начальника Губернии, военных, морских и гражданских чинов, консулов, купечества и других сословий жителей города, была совершена Божественная литургия и после оной благодарственное Господу Богу молебствие, с коленопреклонением, провозглашением многолетия Государю Императору, Государыне Императрице и Всему Царствующему Дому, с целодневным звоном. В этот день, по случаю прибытия нового Преосвященного, стечение народа в Соборе было многочисленнее предшествовавших годов. Все ожидали Святительской речи из уст нового Архипастыря, и ожидание исполнилось: по окончании Литургии он произнес вступительное Слово...» [61]

Прибыв на новое место своего служения, Преосвященный Макарий поселился в Архиерейском доме, приобретенном Архангельской Духовной Консисторией в 1869 году у купца Петра Чернышева на набережной реки Северной Двины, напротив Благовещенской церкви [62].

Епископ Макарий со свойственной ему натурой принялся за изучение местной истории и старины. Изучая местный край, епископ Макарий тщательно описывал архитектурные памятники, художественное убранство икон и иконостасов, церковных ризниц, монастырских рукописей, шитья и прочих предметов старины. Владыка побывал в Соловецком монастыре, в Крестном монастыре, устроенном Патриархом Никоном на Кий-острове, Антониево-Сийском и других славных обителях Севера. Большую часть работы он посвящал изучению монастырских архивов, где ему пришлось познакомиться с грамотами царей Ивана Грозного, Феодора Иоанновича, Бориса Годунова, Лжедмитрия, всех царей династии Романовых до Петра I включительно. Макарий поощрял интерес к изучению древностей среди местного духовенства и преподавателей семинарии. При нем было расширено и пополнено рукописное собрание библиотеки духовной семинарии в Архангельске, а собранные им материалы получили продолжение в работе Архангельского епархиального церковно-археологическою комитета, в трудах его председателя И. М. Сибирцева [63].

За время служения в этой епархии он освящал не только храмы, но и различные благотворительные учреждения [64].

1 апреля 1879 года Преосвященный Макарий «...за неутомимые труды по управлению Архангельской епархией в соединении с усердными трудами по описанию замечательнейших памятников христианских древностей в нашем отечестве и духовному назиданию паствы поучительным словом и личным примером отличающегося усердия к делам христианского человеколюбия и благотворения Всемилостивнейше сопричислен к ордену св. Владимира II степени» [65].

Спустя год, 23 мая 1879 года по Высочайше утвержденному докладу Святейшего Синода, Макарий был назначен Епископом Нижегородским и Арзамасским [66].

3 июля 1879 года утренним поездом Преосвященный Макарий прибыл в Нижний Новгород. По прибытии на кафедру Макарий написал письмо своему другу Э. Лерхе: «Выехал я из Архангельска 15-го июня и со всеми плаваниями и остановками путешествовал 17 дней. В Нижний приехал 3-го июля. Здесь не Архангельск. Дел так много, что не остается свободной минуты, особенно на первый раз. Впрочем, все пока вокруг меня хорошо, а дальнейшую судьбу свою предоставляю воле Божией. 15-го июля ожидаем к себе графа Игнатьева. Тогда начнется и ярмарка. Архангельскому губернатору пришлось во второй раз провожать меня в Нижний через 13 лет» [67].

На этот раз Преосвященный Макарий прибыл в Нижний Новгород уже преклонным старцем. Он не мог уже более продолжать заниматься изучением любимой им старины, так как сказывались годы и стало подводить зрение. Его деятельность на Нижегородской кафедре главным образом выразилась в неустанном проповедовании слова Божия и делами милосердия.

В 1880 году, 11 мая, Преосвященный Макарий совершил чин закладки новой пристройки к Нижегородской Александровской женской богадельне, а 2 июня совершил чин освящения престола в придельном храме в честь иконы Божией Матери «Умиление» в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Совершая объезды по благочиниям епархии, Преосвященный Макарий 26 июня посетил упраздненный Макарьевский монастырь, и впоследствии одной из основных забот Преосвященного стало желание возобновить древнюю обитель.

5 июля 1883 года в Нижегородскую Консисторию пришел указ Святейшего Синода о возведении Макарьевской общины в статус монастыря [68].

К другому виду деятельности Преосвященного Макария относится также учреждение стипендий для учащихся. Две стипендии на сумму в 3500 рублей были учреждены им в Нижегородском и Лысковском Духовных училищах. Еще две стипендии на такую же сумму были выделены для студентов Арзамасского и Починковского училища, а также одна стипендия была учреждена в Нижегородской семинарии [69].

В 1884 году, 6 мая, в Нижнем Новгороде Преосвященный Макарий совершил закладку нижегородского Воскресенского храма с приделом в честь Святителя Николая, а 4 июня освятил придел в честь Иоанна Предтечи в Серафимо-Дивеевском женском монастыре.

Шесть лет управлял Нижегородской епархией Преосвященный Макарий. За это время все отмечали его замечательные качества — это неустанное трудолюбие и доступность для каждого просителя. Владыка, живя в Архиерейском доме, имел обычай вставать в 4 часа утра, и после чтения утренних молитв принимался за кабинетную работу. Потом он молился за ранней Божественной литургией в Крестовом храме и после завтрака до двух часов принимал посетителей. После обеда, вместо отдыха, он принимался за привычные ему епархиальные дела или литературные занятия. Вечером с шести до восьми часов он вновь принимал посетителей, затем опять приступал к кабинетной работе [70].

В Петербурге вновь стали носиться слухи о новом перемещении Макария на Вятскую кафедру.

Служба Преосвященного Макария на Нижегородской кафедре так была для него и нижегородцев благоприятна, что здесь, пользуясь общей любовью своей паствы, он желал оставаться до самой смерти. Но промысел Божий судил иначе. 7 июня 1885 года последовал указ Святейшего Синода по Высочайше утвержденному докладу быть Нижегородскому Преосвященному Макарию епископом Вятским и Слободским.

Это известие застало Преосвященного Макария в пути, во время традиционного обозрения приходов. На одном из приходов вдруг один из священников стал высказывать владыке свое сожаление по поводу его перевода на другую епархию. На это Макарий ответил: «Не думал, и не думаю оставлять Нижегородскую кафедру». Произошло тягостное замешательство. Епископ потребовал, чтобы ему объяснили, в чем дело. Владыке подали газету, в которой был опубликован указ Синода о его переводе в Вятку. Прочитав сообщение о своем переводе, владыка горько заплакал [71].

18 июня в газете «Нижегородский Биржевой листок» была опубликована телеграмма следующего содержания: «Петербург, 15 июня. Преосвященный нижегородский Макарий назначен епископом Вятским, вместо архиепископа Аполлоса, уволенного по разстроенному здоровью; Преосвященный Люблинский Модест — епископом Нижегородским» [72].

13 июля на пароходе «Вятка» прибыл Преосвященный Макарий к новому месту своего пастырского служения.

21 июля епископ Макарий совершил свою первую Божественную литургию на Вятской земле.

Замечательным памятником о пребывании Преосвященного Макария на Вятской земле являются воспоминания Л. Н. Спасской, которые были опубликованы в Трудах Вятской Ученой Архивной Комиссии в 1905 году.

«По приезде в Вятку Преосвященный Макарий сделал визиты очень многим, не только высокопоставленным лицам, но занимающим самое скромное положение, чего другие владыки не делали, и всех удивил необыкновенною простотою своего обращения, добродушной ласковостью и шутливостью...

Разговоры его были всегда необыкновенно интересны, и в шутливом тоне речь шла о самых серьезных вещах. Чего он только не знал! Сколько было у него различных редкостей, старинных монет, книг и разных древних вещей, которые он нам показывал со своими любопытными объяснениями. Каждый раз, побывавши у него, узнаешь, что-нибудь новое! Как я уже говорила, владыка любил меня экзаменовать и обыкновенно, в конце своего шутливого экзамена, задавать такой вопрос, на который бы я не могла ответить, и в заключение прочитывать нам по этому предмету маленькую лекцию. Например, вдруг скажет: — «Ну, погоди, срежу же я сейчас тебя! Говори, что такое «конский чеснок?» — Не знаю, может быть, какое-нибудь растение. — «А вот я тебе сейчас покажу, какое это растение», говорит владыка, и приносит из другой комнаты железную маленькую рогаточку вроде куриной ножки, пальцы которой заменены острыми и твердыми шипами, а вместо самой ноги подымается кверху такой же острый и твердый шип; как ни брось такую фигурку, а один из шипов всегда будет обращен острием кверху. Преосвященный продолжает допрашивать меня, для чего служит такой «чеснок», и так как я не знаю, то он начинает нам подробно объяснять, как воевали между собою и с разными инородцами наши предки, какие устраивали засады, как велись нападение и защита, и как пользовались таким чесноком, рассыпая его бесчисленное множество на полях, по которым должна была проходить неприятельская конница. В траве даже самой небольшой чеснок был совершенно не замени; между тем острые шипы его вонзались в ноги несчастных лошадей, которые не могли затем ступить ни шагу, а воины, сидящие в засаде, пускали во всадников тучи стрел и истребляли неприятеля...

Несмотря на преклонные годы, владыка Макарий был чрезвычайноэнергичен: не говоря о больших праздниках, он аккуратно каждое воскресенье служил обедню в кафедральном соборе и говорил поучение своей пастве. Говорил он очень просто, доступно и понятно для всех. К сожалению, дикция его была в высшей степени монотонна, и тем портилось впечатление от его служения и проповедничества; но зато он говорил очень внятно, даже резко, так что и далеко стоящие слышали ясно каждое слово.

Ежедневно простой и всем доступный владыка благосклонно принимал всевозможных просителей, и все находили у него, чего искали, — было ли то духовное утешение, разумный и сердечный совет или щедрая материальная помощь. Его любвеобильное сердце относилось ко всем страждущим с равным участием...» [73].

5 декабря 1887 года последовал указ Святейшего Синода «...о перемещении Преосвященного Вятского Макария на Донскую архиерейскую кафедру с возведением его за долговременную усердную и ревностную службу в сан Архиепископа и о назначении первого викария Санкт-Петербургской епархии Преосвященного Ладожского Сергия епископом Вятским и Слободским. Ноября 9 дня 1887 года» [74].

17 января Новочеркасск встречал своего архипастыря, и 24 января Преосвященный Макарий отслужил в Кафедральном соборе первую Божественную литургию по прибытии на Донскую кафедру.

Вступив в управление епархией, владыка, по воспоминаниям современника, «вскоре с грустью должен был заметить, что епархию эту далеко нельзя назвать благоустроенной». В самом городе его поразило отсутствие монастырей, и даже вид самого кафедрального собора, построенного из дерева, привел его в уныние и скорбь, так как не было достойного храма «этого первого и главного предмета, которым красуются и славятся города и который составляет святыню для всей епархии» [75].

В январе того же года совет Православного Палестинского общества, находящийся под председательством Великого князя Сергея Александровича, благодарил его Высокопреосвященство за произведенный сбор пожертвований по храмам вверенной ему епархии в пользу данного общества. Впоследствии сам владыка Макарий будет избран почетным членом Палестинского общества и ему в знак уважения и личных заслуг будут высылаться выпуски «Палестинских сборников». Преосвященный Макарий, в свою очередь, передаст их в библиотеку местной духовной семинарии. Эти книги сохранились до наших дней. На одном из выпусков типографским шрифтом набрано «Его Высокопреосвященству Макарию, Архиепископу Донскому и Новочеркасскому» [76].

27 марта владыкой Макарием было открыто Иоанно-Богословское общество вспомоществования нуждающимся воспитанникам Донской Духовной семинарии.

15 мая 1891 года архиепископ Макарий Святейшим Синодом «...за многолетнюю ревностную деятельность по управлению епархиями и особенные труды по описанию памятников христианских древностей, а равно и по назиданию паствы поучительными словами Всемилостивейшее сопричислить Архиепископа Макария к Императорскому ордену св. благоверного Князя Александра Невского» [77].

В сентябре 1892 года Высокопреосвященный Макарий отметил 50-летний юбилей своего служения на благо святой Матери Церкви. С благословения Святейшего Синода, на 28 сентября было назначено официальное празднование этого юбилея.

23 апреля 1893 года архиепископ Макарий был избран почетным членом Казанской Духовной Академии [78].

17 октября этого же года в Новочеркасске состоялась закладка нового Кафедрального собора, так как существующий храм был деревянным и маловместительным. Узнав о событиях в Новочеркасске, император Александр III прислал на имя атамана генерал-лейтенанта Н. И. Святополк-Мирского ответную телеграмму: «Искренне благодарим войско Донское; радуюсь, что, наконец, состоялась закладка войскового храма, столь недостающего Новочеркасску. Александр» [79].

В наступившем 1894 году архиепископ Макарий серьезно заболел. Вдобавок к старческим немощам он стал терять зрение. 21 марта в епархиальных ведомостях было опубликовано извещение о том, что «высокопреосвященный Макарий, Архиепископ Донской и Новочеркасский, в следствии постигшей его болезни, поручил рассмотрение и утверждение дел по епархиальному управлению, впредь до своего выздоровления, Преосвященному Иоанну, Епископу Аксайскому, викарию Донской епархии» [80].

30 апреля состояние здоровья Преосвященного Макария стало настолько серьезным и опасным, что к нему, по настоянию врачей, был запрещен доступ посетителей. Со второго этажа Архиерейского дома Макарию пришлось переселиться на первый этаж, где ему была отведена более светлая, но скромная комната. Поняв, что управлять епархией у него более не было ни сил, ни здоровья, он подал прошение в Святейший Синод о почислении его за штат, с просьбою провести остаток жизни в Нижегородском Благовещенском монастыре.

2 мая последовало распоряжение Синода: «Святейший Правительствующий Синод, указом от 2-го мая сего 1894 года, за № 1914, дал знать Донской Духовной Консистории, что Высочайше утвержденным в 30-й день минувшего апреля всеподданнейшим докладом Святейшего Синода, Архиепископ Донской и Новочеркасский Макарий, по болезни, согласно его прошению уволен от управления вверенною ему епархиею, а Архиепископ Литовский Донат назначен Архиепископом Донским и Новочеркасским» [81].

Получив  разрешение Святейшего Синода поселиться в Нижегородском Благовещенском монастыре, владыка Макарий незамедлительно стал собираться в дорогу. Макарий дал телеграмму своим родственникам в село Ухолово, чтобы они повидались с ним в Ряжске. При проезде из Новочеркасска в Нижний Новгород поезд остановился на станции Ряжск, где владыку встретил священник Василий Окаемов с представителями Ухоловского сельского общества — старшиною П. И. Ромадиным и С. П. Телелюевым. Они пожелали Преосвященному благополучного путешествия и поднесли ему икону святых Кирилла Новоезерского и праведной Анны — небесных покровителей почивших родителей владыки Макария. «Тронутый преданностью своих родичей, он, несмотря на телесную свою немощь, приказал посадить себя в кресло и милостиво беседовал с нами в течении всей стоянки поезда, не оставляя обычного своего благодушия. Поднесенную оn жителей родины икону Архиепископ Макарий, умирая, приказывал поставить в числе других икон в особом киоте над его могилою» [82].

17 июля он был уже в Нижнем. На вокзале Преосвященного Макария встретил И. М. Рукавишников и на экипаже они отправились в Благовещенский монастырь. Газета «Нижегородские Губернские ведомости писала: «Высокопреосвященный Макарий очень хил на вид. Особенно он слаб на ногах, так что ходит с трудом. Зрение его так же ослабло, что и составляет самое большое огорчение для владыки. Нижегородцы, видевшие его во время управления нижегородской паствой в последний раз довольно бодрым, встретили архипастыря хотя и бодрого духом, но очень дряхлого телом. По приезде в Нижний, Высокопреосвященный был очень обрадован, увидя родные места. Ну вот я и дома! — сказал владыка входя в монастырь... В этом монастыре покоятся его многие близкие и знакомые. Еще в прошлом году, 23 июля, владыка писал нынешнему архимандриту монастыря о. Макарию: «Примите от меня сердечное поздравление с назначением для управления родным для меня монастырем. Поклонитесь от меня всем знаемым живым в Нижнем и Арзамасе; а в вашей обители — всем почившим: Преосвященному Иеремии, архимандриту Лаврентию» [83].

В Благовещенской обители он поселился в четырехкомнатной келье, в главном монастырском корпусе, ранее отремонтированном старанием нового настоятеля обители архимандрита Макария. На следующий день, 18 июля, Преосвященного Макария посетил викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Алексий (Опоцкий), а также его близкие и знакомые. К сожалению, ему совсем недолго пришлось пожить в любимой им обители. Здоровье его ухудшалось с каждым днем. Без посторонней помощи он уже не мог держаться на ногах, и вместе с общей слабостью все более и более ухудшалось его зрение. Из келий, где до него жил и скончался в 1885 году его духовный наставник схиепископ Иоанн (Иеремия Соловьев), владыка переселился в более светлое и просторное помещение, но уже ничто не помогало надорванному неутомимыми трудами здоровью святителя-старца [84]

Незадолго до кончины в Благовещенский монастырь приехал из села Ухолова его родной брат протоиерей Петр Миролюбов, который вспоминал: «В тот же день в Нижний из Орла приехали так же навестить Преосвященного Макария священник и иеродиакон. Приехавшим гостям Макарий рассказал следующее: “Один из владык любил, что бы ему кланялись в ноги, начиная с архимандритов, протоиереев, — до последнего псаломщика и послушника. Этот самый владыка, любящий честь, вздумал навестить болящего, который, как только встретил его, начал ему говорить: охота, брат, тебе «нагинать» монахов и попов, их надо «не нагинать», а поднимать". Выслушав такие слова, навещавшие его священник и иеродиакон уехали. По окончании сего рассказа я спрашиваю брата: “Вы с этим, Владыко, знакомы? — “Нет, я всегда знакомство имел с смиренными, тихими. Помни, брат, нашу фамилию и не забывай — мы Миролюбовы; пожалуйста, осуществляй фамилию в жизни". При расставании, он меня просил приехать к нему в Нижний, где должна быть выставка в летних месяцах, надеясь пожить, но не дожил...» [85].

День ото дня владыке становилось все хуже. Последние приступы болезни обнаружились в жестокой лихорадке, отнявшей у больного последний остаток сил. В среду, на рождественской неделе, владыка приобщился Святых Христовых Таин, а в субботу 24 декабря, рано утром, в полном сознании старец-архипастырь, держа в руках Святой Крест, отошел ко Господу.

Узнав о смерти Преосвященного, настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Макарий со старшей братией перенес тело почившего святителя в залу, где по церковному чину его облачили в белые архиерейские одежды. По совершении облачения, архимандрит Макарий отслужил по покойному владыке первую панихиду. В 8 часов утра по почившему была совершена вторая панихида, а прибывший к полудню викарий Нижегородской епархии, епископ БалахнинскиЙ Алексий (Опоцкий) отслужил третью панихиду, после которой тело усопшего было положено в дубовый гроб. Панихиды по новопреставленному владыке Макарию также совершались в течение всего дня городским духовенством при большом стечении горожан, спешивших проститься со своим святителем.

На следующий день, в шесть часов вечера, прибывший в обитель епископ Алексий с духовенством епархии совершил перенос гроба из келий в Алексеевскую церковь, где затем была совершена заупокойная всенощная. В течение всего следующего дня Алексеевская церковь была полна народом, который приходил сюда поклониться праху своего любимого архипастыря. 27 декабря епископ Балахнинский Алексий, за болезнью Преосвященного Владимира, епископа Нижегородского и Арзамасского, совершил заупокойную Божественную литургию в сослужении архимандрита Благовещенского монастыря Макария, архимандрита Печерского монастыря Аркадия, двух протоиереев и двух иеромонахов, после которой тело скончавшегося святителя было предано земле в Алексеевском храме Благовещенского монастыря.

Впоследствии могила владыки Макария была украшена бронзовой позолоченной оградой, за которой над склепом была установлена белая мраморная плита с высеченной на ней эпитафией:

«Высокопреосвященный Макарий, бывший архиепископ Донской и епископ Нижегородский, скончался 24 декабря 1894 года, 78 лет от роду». Рядом с могилой был установлен киот, куда были помещены келейные иконы усопшего святителя. У стены, за могилой, был размещен большой венок из фарфоровых цветов от граждан Нижнего Новгорода, а с наружной стороны Алексеевского храма напротив могилы была установлена металлическая доска с аналогичной надписью, что и на гробнице, а кроме этого, помещен «фотографический портрет почившего архипастыря под стеклом» [86].

После 1917 года, во времена гонений на Православную Церковь, Алексеевский храм был закрыт, а могила Преосвященного Макария разграблена. В 2005 году при реставрации храма склеп, в котором был погребен архиепископ Макарий, был разобран, а останки уложены в новый изготовленный гроб. 12 ноября 2007 года архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием в сослужении духовенства в Алексеевском храме была совершена Божественная литургия, после которой была отслужена панихида и останки Преосвященного Макария вновь обрели покой под сводами древнего храма. В середине декабря того же года над могилой было установлено мраморное надгробие.

 

Публикуется по

  • Тихон (Затёкин), архимандрит. 195 лет со дня рождения церковного историка и духовного пастыря архиепископа Макария (Миролюбова) // Нижегородская старина, выпуск 31-32, 2012. сс. 116-129