Школа на Высоковской горе / Сайт Нижегородской митрополии
Церковь Живоначальной Троицы в Нижнем Новгороде далеко видна — почти из любой точки Советского и Нижегородского районов: с Верхних Печер, с улиц Ванеева и Родионова… И окрест слышен на праздники мелодичный, доносящийся с небольшой шатровой колокольни звон. Кажется, стоит протянуть руку — и вот она, зовет к себе, открывая удивительный мир древнего храма.
Эта церковь — как форпост православной жизни: вопреки усилиям властей в годы богоборчества не закрывалась, в ее стенах несли людям слово Божие горьковские священники. А сам храм имел статус кафедрального.
Одним из главных направлений на приходе является образовательная деятельность, в которой участвуют и вузовские преподаватели.
Наставники-«долгожители»
Открыв дверь небольшого здания рядом с церковью, попадаешь в класс: парты, школьная доска, мелки, на стенах — иконы святых. Дальше — еще класс, книги на полках, церковнославянская азбука… Мы в воскресной школе при храме. А «гид» по учебному заведению — завуч Лидия Софронова.
— Немножко тесновато, видите. У нас учится 76 человек, — сообщает она журналистам. — Но в тесноте — не в обиде. Для нашего прихода школа — одно из главных направлений в работе. Это не раз говорил и наш настоятель протоиерей Сергий Шалатонов.
Лидия Владимировна рассказывает, что священники служат на приходе по сорок с лишним лет. Отец Владимир Романов долгие годы был настоятелем храма, служит с 1972 года.
— В 2012 году мы поздравляли его с 40-летием служения на нашем приходе. Отец Евгений Варварский тоже служит в храме около сорока лет. Я думаю, что корни «долгожительства» — в образованности священников. Они имеют высшее богословское образование: отец Евгений окончил семинарию в Троице-Сергиевой лавре, а отец Владимир — семинарию в Ленинграде. И еще мне кажется, что такое долгое ревностное служение наших священников связано с тем, что в свое время при церкви была резиденция митрополита Николая (Кутепова), он очень уважал высоковских батюшек. Ныне отец Евгений уже не служит, но по мере сил помогает — почти каждую субботу исповедует и является духовником нашей воскресной школы.
В завучах — профессор
Воскресная школа при Высоковской церкви существует с 1996 года. Первым ее директором была Елена Гунбина, работавшая тогда в епархиальном отделе религиозного образования.
— Этого помещения еще не было, а был только цокольный этаж, где размещалось три класса, — вспоминает Лидия Софронова. — В Высоковскую церковь я начала ходить еще со студенческих лет, но в советские годы это было непросто, да и опасно: я состояла в комсомоле и опасалась, что меня кто-то увидит. Этот страх в душе долго сидел.
В школе работают восемь преподавателей, и среди них профессор — это сама Лидия Софронова. В 1984 году она окончила историко-филологический факультет Горьковского госуниверситета имени Лобачевского. Уже в выпускной год решила для себя, что займется наукой. И жизненный путь привел ее в Горьковский педагогический институт, где Лидия Владимировна прошла путь от лаборанта кабинета общественных наук до заведующей кафедрой. Защитила кандидатскую, а затем докторскую диссертации. Сейчас в педагогическом университете Лидия Софронова — профессор кафедры всеобщей истории.
— Живем мы рядом с Высоковским храмом — в четвертом микрорайоне. Я узнала, что здесь есть школа, и в 1998 году привела сюда сына Илью, — вспоминает она. — Тогда он был еще дошкольником. Водила сына, со временем стала ответственной за трапезную, затем председателем родительского комитета. Перед тем как я стала завучем, мне сначала предложили вести «уроки доброты»…
Школа открыта для жителей двух районов: Советского и Нижегородского. Принимаются дети с пяти лет. У нас, слава Богу, очень хороший директор — отец Дионисий Давыдов. С детьми беседует о целомудрии, о самых важных жизненных ситуациях, ведет еженедельный лекторий для родителей «Толкование Символа веры».
Методическая работа
Есть еще одна особенность у прихода: здесь много детей учителей, врачей, инженеров, служащих. И поэтому требования у родителей к воскресной школе очень высокие: они хотят, чтобы это был не кружок, не какая-то студия, а именно школа, серьезная семилетняя школа.
Педагоги руководствуются теми учебными планами и программными документами, которые издает епархиальный отдел катехизации. Есть стандарт воскресной школы, который разработан Синодальным отделом Московской патриархии, и Положение о воскресной школе. Учебный план отличается детальной проработкой.
Как рассказала Лидия Софронова, в некоторых школах в младшую группу объединяют детей от 6 до 10 лет.
— С педагогической точки зрения это неверно, потому что нельзя найти ничего «среднего» для ребенка-шестилетки и школьника десяти лет. В высоковской школе градация четкая: дошкольники, первый класс, второй, третий, четвертый, пятый, шестой. Надо бы еще один класс — чтобы было семь без дошкольного класса.
Что такое иконостас?
Казалось бы, что за вопрос? Любому, даже невоцерковленному, человеку ответ очевиден: ведь каждый бывал в храме. Но не спешите удивляться. Потому что так называется один из предметов воскресной школы в Высокове во втором классе.
«Иконостас» — эту тему педагоги позаимствовали у подмосковной школы прихода в честь Архангела Михаила. На самом деле «Иконостас» — это вся основная история Церкви, ключевые моменты учения, праздники.
Есть в школе предметы, которые будут подспорьем детям в обычной мирской жизни, как, например, рукоделие, которое ведет учитель Нижегородской православной гимназии Любовь Мельникова. И уж совсем, казалось бы, недетский предмет — основы церковнославянского языка. Эту дисциплину преподают семинаристы. Дети очень любят ее, особенно нравится им практика, когда они читают на клиросе. В выпускном классе — это тоже отличие школы — преподается сектоведение. Уроки ведет Лидия Софронова. Детей, считает она, нужно вооружить хотя бы минимальным объемом знаний. Сектоведение проводится, как правило, в форме открытых уроков, на которых могут присутствовать родители.
Шестопсалмие как экзамен
Поначалу высоковские преподаватели не имели однозначного мнения по поводу оценок — нужны ли вообще баллы воскресной школе? Решили — оценки ставить. Но не по всем предметам, а по академическим — церковнославянскому языку, пению. Тут пятибалльная система. Но ведь можно и другие формы поощрения применять. К примеру, во втором классе, когда изучаются «Жития святых», на уроке о преподобном Сергии Лидия Софронова дарит мальчикам и девочкам иконки святого.
— У нас в школе все концентрируется вокруг литургии, — говорит педагог. — Поэтому дети приходят к половине девятого утра в церковь. Ведь все преподаваемые предметы утратят смысл, если ребята не будут молиться на главном церковном богослужении.
Ученики и учителя активно принимали участие в конкурсе епархиального певческого фестиваля «Пасха красная» (группу возглавляла преподаватель Ольга Коваль), в Сретенских образовательных чтениях. Дети довольно часто читают в храме часы и Апостол. Кстати, экзамен по церковнославянскому языку проходит по форме: девочки читают часы или шестопсалмие на всенощной — и батюшка ставит оценку. А мальчики на литургии читают Апостол. Есть у нас даже понятие «детская литургия». В прошлом году 26 мая в церкви всю службу читали и пели дети.
Игорь Чистяков
Сайт Нижегородской митрополии // URL: https://nne.ru/shkola-na-vysokovskoi-gore/ (дата обращения 20210823)