Рожинцев Александр. Некоторые сведения из биографии митрополита Палладия (Раева)

Магистр богословия.

По окончании курса наук сначала в Нижегородском духовном училище и семинарии, а потом в Казанской Духовной Академии, в 1852 году со степенью магистра богословия будущий владыка вернулся на родину, и определен был преподавателем логики и психологии в Нижегородскую семинарию, а некоторое время спустя, сверх того, занял должность помощника инспектора, а затем и библиотекаря семинарии.

Приходской священник.

Оставаясь преподавателем в семинарии, в светлый праздник Успения Божией Матери, 15 (28) августа 1856 года в первый год Царствования Императора Александра II Николаевича «Освободителя» (1818-1881), магистр богословия Павел Иоаннович Раев рукоположен был во священники, с определением служить в Нижнем Новгороде в церкви во имя Покрова Божией Матери.

Через семь лет семинарской службы священник Павел назначен был на кафедру богословских наук помощником ректора и преподавателем миссионерского отделения. Однако скоро в семейной скорби открылось ему указание Божие, призывавшее приходского пастыря на путь иноческий.

В конце 1860 года скончалась любимая супруга отца Павла и в том он увидел указание Божие для иноческой жизни.

 

Принятие пострига.

28 января (10 февраля) 1861 года в День памяти в числе других Святых подвижников Божиих преподобного Палладия, пустынника Антиохийского (IV) будущий владыка принял постриг и наречен именем Палладий.

В марте того же года иеромонах Палладий назначен был инспектором Семинарии, а через год, 18 февраля (3 марта) 1862 года, возведен в чин Архимандрита.

Прибытие в Санкт-Петербург и служение.

В 1863 году, 28 августа (10 сентября) Архимандрит Палладий (Раев) вызван был в Санкт-Петербург для служения инспектором семинарии в столице, в которую через 30 лет вошел он правящим Архиереем.

В 1864 году, второго (15) декабря Архимандрит Палладий (Раев) назначен был ректором Санкт-Петербургской семинарии, в 1865 году – членом Консистории, помощником главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях и членом конференции Духовной Академии.

 

Епископ Ладожский.

В следующем году Архимандрит Палладий призван был к Святительскому служению.

В воскресенье пред Рождеством Христовым 18 (31) декабря 1866 года будущий владыка на 40-м году от рождения хиротонисан был в Свято-Троицком соборе Сергиевой Лавры Митрополитом и Андреевским кавалером (1866) Исидором (Никольским) (1799-1892) в сослужении других Епископов во Епископа Ладожского.

Два с половиной года после своей хиротонии владыка оставался в Санкт-Петербурге викарием, Епископом Ладожским. За это время имя Преосвященного Палладия (Раева) тесно связано было с работами Комитета по улучшению быта епархиального духовенства, а также с деятельностью Комиссии, рассматривавшей проект об учреждении епархиальных общин сестер милосердия.

И в Комитете, и в Комиссии Преосвященный Палладий (Раев) исполнял должность председателя.

В 1867 году Преосвященный ревизовал Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

В июне 1869 года, по Высочайшему повелению, владыка послан был в Олонецкую епархию для умиротворения взволновавшихся граждан города Вытегры.

Высочайшим Указом 15 (28) июля 1869 года в День памяти Святого равноапостольного Великого Князя Владимира, во Святом Крещении Василия Епископ Палладий (Раев) возведен был в чин Епископа Вологодского.

Недолгое управление Преосвященного Палладия (Раева) Вологодской паствой совпало со временем переустройства Российской Империи в бурное Царствование Государя Императора Александра II Николаевича «Освободителя».

Третьего (16) марта 1870 года Преосвященный Палладий (Раев) приветствовал открытие земских учреждений.

В следующем 1871 году владыка благословил закладку Вологодско-Ярославской железной дороги.

Рядом с гражданским развитием Вологодского края твердо шла вперед по пути развития и церковная жизнь. Преосвященный зорко следил за благосостоянием епархии по всем частям, учреждал школы-приюты при монастырях, заботился о благоустройстве духовных училищ, о призрении сирот и бедных духовного звания.

Епископ Тамбовский.

В 1873 году, 13 (26) июня в День памяти Святых преподобных Андронника (1395) и Саввы (XV) Московских чудотворцев Преосвященный Палладий (Раев) перемещен был в Тамбов на Епископскую кафедру.

Середина 1870 годов была временем всеобщего воодушевления и желания прийти на помощь страдавшим под турецким игом братьям-славянам, завершившегося победоносной войной 1877-1878 гг. Преосвященный Палладий (Раев) шел впереди этого народного движения: собирал пожертвования на славян, на Красный Крест, на Добровольный флот, сам жертвовал крупные суммы и своей выдающейся деятельностью в этом отношении обратил на себя внимание Государя Императора Александра II Николаевича и Государыни Императрицы Марии Александровны (1824-1880), от которых три раза получал изъявления Высочайшей благодарности.

Дорого в этом случае то, что рядом со всем этим не забывались и внутренние нужды епархии: заботами Преосвященного строились новые церкви, учрежден был в г. Козлов (с 1932 г. – г. Мичуринск) женский монастырь, при Архиерейской кафедре открыто Богородично-Казанское братство, имеющее целью обращение к вере и сектантов, и раскольников. Когда же один из городов епархии – Моршанск, учрежденный в Царствование Государыни Императрицы Екатерины II Алексеевны (1729-1796) в 1779 году на реке Цна, постигнутый страшным несчастием, почти весь превратившийся в груду пепла и развалин, Преосвященный немедленно явился со словом утешения к погорельцам и обрадовал их такой крупной жертвой, которая обратила на себя внимание Государя Императора и снискала Преосвященному Высочайшую благодарность.



Епископ Рязанский.

Призванный девятого (22) сентября 1876 года Высочайшею волею Императора на Рязанскую кафедру Преосвященный 10 (23) октября простился с г. Тамбов и через десять дней прибыл уже на место своего нового служения.

С весны 1879 до осени 1882 года Преосвященный Палладий (Раев) пробыл в Санкт-Петербурге, присутствуя в Святейшем Синоде, и, несмотря на сравнительно краткое непосредственное управление Рязанской паствой, владыка сделал для нее много:

- учреждено было миссионерское духовно-просветительное Братство Святого Василия Рязанского с особым училищем для магометан,

- заведены приюты для сирот при монастырях,

- устроено общежитие в семинарии,

- преобразовано епархиальное женское училище,

- учрежден свечной завод,

- основано попечительство о бедных воспитанниках семинарии,

- установлены внебогослужебные собеседования в церквах.

Все делалось с любовью и вызывало любовь! Рязанское дворянство в День Ангела Преосвященного Палладия (Раева), 28 января (10 февраля) 1879 года, через особую депутацию во главе с губернским предводителем дворянства поднесло Преосвященному золотую панагию, украшенную драгоценными камнями.

Безпредельная доброта, всегдашнее благорасположение и готовность на услугу, горячая деятельная любовь ко всем и всему, в его глазах хорошему, честному и справедливому, чарующая ласка и приветливость – вот эти, очевидно, самые выразительные, коренные качества души владыки Палладия (Раева), отмечены были всеми его современниками.

То был Архиерей редкой доброты и благодушия, душа – открытая, общительная, личность в высшей степени благородная, гуманная.

Всегда и для всех владыка бесценно дорог был по своей редкостной, изумительной в его положении простоте, сердечности и общедоступности. Всякий шел к нему смело с нуждой, с горем, с просьбой, за благословением и даже с повинной головой, и всякий знал, что услышит не угрозу, а ласку, встретит не казнь, а милость, получит только добрый совет, святительское мудрое наставление, отеческий урок.

Милостивый и благосердный владыка всюду приносил с собой, как справедливо сказало ему на прощание грузинское духовенство, «мир и тишину», водворял своим нравственным авторитетом вокруг себя благодушие и благоволение.

Величие чина и высота служебного положения владыки не охладили в нем теплоты душевной, не затушили в сердце его искру человечности и высокой гуманности. Начальническая суровость ему была чужда и не свойственна. Правосудие и справедливость, сопровождавшие все дела владыки и решения, всегда проникнуты были христианской любовью.

Можно смело сказать, что за всю свою жизнь владыка никого не заставил плакать без причины, не стеснил, не покарал напрасно; за то, с другой стороны, он тысячи людей осчастливил, облагодетельствовал, оставив многих, кто только благословлял его имя.

Во владыке Палладии (Раеве) поражало это удивительное сочетание высокого достоинства, священного величия с необыкновенной мягкостью обращения, с нежностью сердца, неизменно сострадательного и жадно сочувствующего благу ближних.

Высокопреосвященный умел соединить безупречную справедливость с милостью, соблюсти высокую свою авторитетность с полнейшей общедоступностью, умел внушить подчиненным и необходимый, сдерживающий человека страх, и самое полное, открытое к себе доверие.



На высоте самой высшей Церковной иерархии владыка остался лучшим из людей!

Среди многих дел и забот, без конца всеми беспокоимый и отрываемый, разбираясь в бесконечных просьбах, дрязгах, жалобах и кляузах, что естественно могло бы и утомлять и, так сказать, притуплять человека, он не потерял Святых качеств своей души, сохранил всю чуткость и отзывчивость своего глубокого сердца.

По слову Апостола.

До конца дней своих владыка по слову Апостола, был «всем вся»; уже угнетенный болезнью, старец, так горячо и молодо отзывался он на чужие радости и скорби, был так приветлив, ласков и мил, что, казалось, это не высокопоставленное и могущественное лицо, держащее в руках своих бразды правления всей Русской Церковью, а человек близкий, родной, наш – простых людей – брат во Христе и наш друг.

«Ну что ему я, - рассказывал один бывший студент Петербургской Духовной Академии, - а ведь, бывало, придешь к нему по возвращении с каникул из Рязани, - и усадит, и обласкает, и расспросит, и даже без угощения, без чая ни за не отпустит!»

Полный высокого благородства в обращении со всеми, владыка с особенной отеческой любовью относился к ближним своим сподвижникам, деятелям духовной школы. Зорко следил за их работой и душевно утешался, искренно радовался всякому и частному, личному их успеху. Он не давил своей властью и авторитетом; высоко ценил в них всякую и крупицу таланта, всякое проявление ученой или нравственной в них силы, он был их первым покровителем и, можно сказать, увлеченным их защитником.

Нельзя не упомянуть и об учительной деятельности владыки. Так, особенно в молодые годы в Тамбове, владыка часто проповедовал.

В этом отношении он принадлежал к типу еще старых наших церковных ораторов, представителем которых был знаменитый и незабвенный вития-философ вселенского православия Святитель и Андреевский кавалер (1831) Филарет (Дроздов) (1782-1867), Митрополит Московский и Коломенский.

Проповеди владыки Палладия (Раева) – не беседы, а большей частью именно целостные, законченные и округленные слова, с глубокой сосредоточенностью мысли, со строгой последовательностью в развитии темы. В них ясно видно слово здравое, зрелое, исходящее из полноты религиозного убеждения и глубоко проникнутое библейским духом, богато украшенное Священными изречениями из Священного Писания.

Благотворитель и благодетель.

Как не упомянуть, далее, о благотворительности и нестяжательности Владыки Палладия (Раева)!

Несомненно, руки его, как и сердце, были всегда открыты для благодеяний. И при этом очевидно было для всех, что благотворения и жертвы его всегда сопровождались живым, личным участием и заботливостью, без которых простая раздача денег, по слову Апостола, не приносит пользы дающему и не имеет нравственной ценности.

Образ владыки.

Нельзя не сделать замечания и о внешности Митрополита Палладия.

Истово-великорусский тип его благообразного лица, светлый ласкающий взор, благодушная улыбка, - все это лицо, зеркало души ясной, чистой и благостной, со всей его высокой, величественной фигурой, способный были произвести именно, как говорят, импонирующее впечатление на всякого.

Легкая печать грусти, еще более придала симпатичности и красоты его лицу.

В белом клобуке, высокий, стройный, с вытянувшимися чертами худого и дышащего добротой его уже грустного лица, - он был положительно прекрасен!

Таков был незабвенный, возлюбленный Архипастырь!

Любовь к Богу и к людям была основной силой его великой души: а любовь, по слову Апостола, не проходит и не знает смерти, она и в вечности сохраняется, когда все другие совершенства человеческие упраздняются (I Кор. 13, 8).



Труды владыки Палладия (Раева) следующие:

1. «Признаки истинности православного христианства и лживости мухамеданства». «Миссионерский сборник», Казань, 1876.

2. «Слова и речи». Рязань, 1880.

3. «Речь при вступлении в управление Казанской паствою». «Православный Собеседник».1882, ноябрь, С. 191-195, С. 196-204.

4. «Речь новопоставленному иноку Александру Вадковскому, постриженному с именем Антония». «Православный Собеседник». 1883, март, С. 304-306.

5. «Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы». «Православный Собеседник». 1883, С. 1-8.

6. «Слово в день святителей и чудотворцев Казанских Гурия, Варсонофия и Германа». «Православный Собеседник». 1883, октябрь, С. 1-8.

7. «Слово в неделю Святых праотец»«Православный Собеседник». 1883, декабрь, С. 1-6.

8. «Речь перед дворянскими выборами 16 января 1884 года». «Православный Собеседник». 1884, январь, С. 1-4.

9. «Слово в день Сретения Господня». «Православный Собеседник». 1884, февраль, С. 1-8.

10 «Слово в день тысячелетия со дня блаженной кончины Святого Равноапостольного Мефодия». «Православный Собеседник». 1885, апрель, С. 337-343.

11. «Слово по случаю столетнего юбилея со дня пожалования дворянской грамоты». «Православный Собеседник». 1885, май, С. 1-3.

12. «Слово в день явления Казанской иконы Божией Матери». «Православный Собеседник». 1885, июль, С. 1.

13. «Речь, произнесенная в Казанском соборе 23 июня 1887 г.». «Православный Собеседник». 1887, июль, С. 251-252.

14. «Речь по возвращении после присутствования в Священном Синоде, произнесенная 14 июня 1887 г.»«Православный Собеседник». 1887, июль, С. 249-250.

15. «Из поучений Высокопреосвященного Палладия, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского». «Народная Академия», кн. 1. изд. С. Г. Рункевича, Санкт-Петербург, 1895.

16. «Доброе слово». «Церковный Вестник». 1895, № 47, С. 1503.

17. «Приветственная речь в Тифлисе». «Прибавление к «Церковному Вестнику». 1888, № 41, С. 1123.

Подготовил Александр Рожинцев.

4 июля 2016 года.

Святой град Тихвин.

URL:// https://mydocx.ru/12-94989.html (дата обращения 20200820)