Протоиерей Герман Здоров в воспоминаниях прихожан // Сайт "Православный Саров"

 

35Он исполнил свое земное предназначение 

Впервые опубликовано 8 марта 2011 г. - на девятый день, как упокоился протоиерей Герман Здоров.

28 февраля 2011 года на 42-м году ушел из жизни протоиерей Герман Здоров.

Весть об этом моментально облетела весь город. На следующий день, 1 марта, на Литургии и последующим за ней отпевании храм во имя святого Иоанна Предтечи был до предела заполнен людьми. К стенам храма поодиночке и группами все подходили саровчане, чтобы проститься с усопшим, отдать ему последнее целование. Необычайное многолюдье свидетельствовало о любви прихожан к пастырю, который 18 лет духовно окормлял всех нас. В панихидах и отпевании участвовало более 10 священников из Сарова и округи. А в центре храма стоял открытый гроб, в котором покоился отец Герман. Я смотрел на мерцающие огни свечей, на металлический крест, крепко зажатый в его руке, и не мог до конца поверить в случившееся. За три дня до этого я встретил его перед всенощной на тропинке в пойме Сатиса и подошел под благословение. Мы немного поговорили, не ведая, что впереди. И вот, теперь его нет среди нас. Каким он был? Что оставил людям и городу, в котором родился и прожил такую недолгую жизнь?

Далее, повествуя о нём и о событиях, свидетелями или участниками которых довелось быть мне и другим прихожанам, я не раз приведу высказывания батюшки, записанные мной в 2007 году для будущей книги о православной жизни в Сарове.

О себе отец Герман рассказывал: «Родился я в 1970 году в Сарове. Учился в средней школе № 20. По окончании школы поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ), где в 1993 году защитил диплом по специальности «Вакуумная техника». Но душа тянулась к Православию, и на последнем курсе института я обратился к Управляющему Нижегородской епархией митрополиту Николаю (Кутепову) за благословением для поступления в духовную семинарию. К тому времени я уже был женат, и митрополит Николай предложил мне стать священником, а в семинарии учиться заочно. Около трех месяцев я служил псаломщиком в Карповской церкви Нижнего Новгорода. Был рукоположен во священника 11 сентября 1993 г. и вскоре прибыл на саровский приход храма Всех Святых. С общиной прихода я познакомился несколькими месяцами раньше, во время Великого поста 1993 года. Тогда, после окончания МИФИ, у меня выдалось свободное время, и регент Алина Николаевна Чернышева приняла меня петь в церковный хор. Я участвовал в Пасхальной службе 1993 года. А в октябре я был направлен на приход уже в качестве второго священника. На Пасху 1999 года митрополит Николай назначил меня настоятелем».

В 90-е годы о. Герман вместе с первым священником прихода Владимиром Алясовым служил в храме и участвовал в становлении прихода. Когда о. Герман стал настоятелем, он уже хорошо знал все стороны приходской жизни и своих прихожан. В те годы он уже предвидел грядущие перемены в православной жизни Сарова. Как многие горожане, он понимал необходимость возведения новых храмов и возобновления Саровской пустыни, при архипастырском благословении направлял работу прихода на решение столь сложных задач. Его усилия не были напрасны.06

25 марта 2000 года было проведено первое богослужение в храме святого Илии Пророка, который разместился в цокольной части возрождаемого храма во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. На следующий день воскресные Литургии впервые служились одновременно в двух храмах города – во имя Илии Пророка и Всех Святых. 31 июля того же года, благодаря трудам В.М.Карюка и его товарищей, в больничном городке был заложен фундамент нового храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона. Это был первый храм в Сарове, возведенный после закрытия монастыря в 1927 году. Его освятили в октябре 2004 года.

Служение о. Германа сопровождалось ростом активности прихожан и значимости православной общины в городе. В эти годы приходские Центр милосердия и Воскресная школа признавались лучшими в епархии. Успешно велось духовное окормление военнослужащих в/ч 3274. Ежегодно проводился многолюдный крестный ход Саров – Дивеево – Саров в день памяти преподобного Серафима, а с июня 2001 года и крестный ход по улицам Сарова в престольный праздник Всех Святых.

В этот период православный приход обращался к городским и федеральным властям, ко всем горожанам, поднимая вопросы: возвращения храма преподобного Серафима Саровского, переноса памятника М. Горькому с монастырской площади, преподавания в городских школах «Основ православной культуры», с просьбой о сборе пожертвований на строительство храма в больничном городке и часовни на Дальней пустынке. Наладились хорошие отношения со СМИ, и не только городскими. Был выполнен ремонт храма Всех Святых, на монастырской площади установлены памятные кресты на месте разрушенных соборов. В апреле 2003 года состоялась городская конференция «Российские традиции в формировании духовно-нравственного облика молодого поколения саровчан». С ее трибуны опытом и предложениями поделились не только городские руководители и специалисты, работающие с детьми и молодежью, но также представители православного прихода. В городе активизировалось противодействие тоталитарным сектам. В 2001 году приходская Воскресная школа обрела новое помещение в здании на пр. Мира, д.17. Там же разместились православная библиотека и церковная лавка. Сформировалась большая группа активных прихожан, которые изо дня в день трудились, став опорой настоятеля. Таких активных тружеников на ниве Христовой были десятки, я назову лишь некоторых из них: А.Н.Чернышева, И.В.Романова, М.П.Карпунина, С.Е.Бисяев, В.В.Деднёва, А.В.Федоров, А.И.Романов, В.И.Горбушкина, С.М.Шанина, Н.И.Пономарева, С.Н.Пупынина, Г.П.Наумова, Н.А.Зеленцова, В.Н.Никифоров, В.А.Руднев. И, конечно, ближайшими помощниками и единомышленниками о. Германа были священники: Владимир Кузнецов, Вячеслав Гусихин, Александр Брюховец, Варфоломей (Егоров), диакон Сергий Жарков, приходской совет и работники храма. Они достойно продолжили труды основателей прихода В.М.Карюка, И.И.Сидорова, А.В.Кондрашенко, В.В.Иванова и других, а также первого настоятеля о. Владимира Алясова.

Многие прихожане единодушны в оценке того периода. В.И.Горбушкина: «Ощущение тех лет – мы были все вместе». С.Н.Пупынина: «Вокруг отца Германа образовалось братство, большая православная семья. Он умел утешить подростка и 80-летнюю старушку. У нас были общими и заботы, и праздники»…

19 сентября 2000 года в кабинете 1-го заместителя председателя городской думы состоялось совещание о перспективах развития исторической части города в предстоящие пять лет. Это была точка отсчета, послужившая началом событий 2001-2003 годов. Настоятель прихода о. Герман Здоров, староста А.И.Романов, генеральный директор «ОМНИ СТРУКТУРЕ - Нижний Новгород» Ю.М.Титов, несколько депутатов городской думы и другие участники встречи тогда впервые наметили пути восстановления храма и необходимого для этого строительства нового здания драмтеатра.

А 30 марта 2001 года при участии митрополита Николая (Кутепова) в Сарове состоялось первое заседание Попечительского совета по подготовке к празднованию 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского, где приняли план подготовки к торжествам. И в этот же день был заложен фундамент нового здания городского театра.

До начала реставрации храма и в процессе ее выполнения возникали сложнейшие организационные и технические проблемы, которые были преодолены только с помощью Божией. Этому способствовали организаторские способности, энергия, одухотворенность отца Германа и труды множества его помощников.

11 ноября 2002 года в освобожденном храме о. Герман отслужил первый со времени закрытия Саровской пустыни в 1927 году водосвятный молебен. В начале декабря 2002 года реставраторы приступили к восстановлению храма. Одну из задач прихода в тот период отец Герман видел в том, чтобы «…согласовывать намерения, пожелания, реальные возможности и сроки выполнения работ, в которых одновременно участвовали 5-6 организаций».

05География предприятий-участников восстановления храма простиралась от Владимира и Москвы до Поволжья и Урала. Это был поистине общероссийский проект. Божьим Промыслом работой руководили такие талантливые организаторы и специалисты, как И.И.Вардаков, Ю.А.Коваль, Ю.А.Жуков, С.Ф.Пилипенко, С.В.Демидов. Неоценим вклад работников УМиАТ РФЯЦ-ВНИИЭФ, возглавляемого В.В.Гусаковым. Производственные вопросы тогда обсуждались на еженедельных совещаниях в храме, в кабинетах администрации города и даже за столом в трапезной. Игорь Иванович Вардаков, директор «Нижегородинженерстроя», государственного заказчика работ, назвал этот необыкновенный союз единомышленников «братством». Именно так, по-братски, по-христиански трудились тогда все, кому даровано было великое счастье участвовать в восстановлении храма и подготовке к торжествам, посвященным 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского. Постоянное внимание работам, ведущимся в Сарове, оказывал епископ Георгий и другие представители Управления епархии.

Отец Герман говорил: «Запомнился дух того времени, когда люди горели высокой хорошей идеей участия в восстановлении и передаче Православной Церкви первого в мире храма, посвященного батюшке Серафиму. Это воодушевляло всех нас, мы чувствовали не только человеческую, но и Божию поддержку».

Итогом соборных усилий стало второе освящение храма преподобного Серафима Саровского 30 июля 2003 года, явившееся центральным событием празднования 100-летия канонизации Преподобного. Глубоко символично, что в те дни мощи Серафима Саровского пребывали в Сарове, в его восстановленном храме…

Смотрю на фотографию того времени – отец Герман стремительно идет между звонницей и келейным корпусом. Развеваются его священнические одежды, лицо озарено улыбкой, и весь он словно парит над землей. Таким он был тогда. С ним было необыкновенно легко. Люди обращались к нему с вопросами: церковными и техническими, личными и общественными. Много людей стремились на исповедь к нему, своему батюшке. Он был и строгим, и неизменно добрым, любящим. За дни, минувшие после его похорон, мне довелось услышать такие же слова от многих прихожан, увидеть на их глазах слезы о постигшей всех нас утрате.

18Отец Герман глубоко чувствовал и понимал предназначение Церкви: «Церковь – это не просто сообщество людей, это вообще – душа народа!» И масштабы задачи по подготовке к торжествам 2003 года были также общенародными. Нашему настоятелю доводилось общаться и решать вопросы с церковными и светскими руководителями различного, порой очень высокого уровня. Его неизменно поддерживали митрополит Николай (Кутепов), архиепископ Евгений (Ждан), епископ Феодосий (Васнев), епископ Георгий (Данилов). На праздновании 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского о. Герман участвовал в подготовке и проведении богослужений двух Святейших Патриархов: Московского и всея Руси Алексия II и Сербского Павла. Он встречал гостей – архиереев и священников, которые представляли все пятнадцать Поместных Православных Церквей. О. Герман находил понимание и поддержку у губернаторов И.П.Склярова и Г.М.Ходырева, директора РФЯЦ-ВНИИЭФ Р.И.Илькаева, руководства Сарова. При этом он оставался скромным человеком, избегая похвал и всегда подчеркивая: «Большую лепту в это богоугодное дело внесли члены приходского совета и наши многочисленные помощники. Сам по себе, как начальник, я бы ничего не смог сделать. Я уверен, что в этом заслуга всего нашего прихода – мы выросли до такого состояния, чтобы Господь передал нам этот необыкновенный, первый в мире освященный во имя батюшки Серафима, храм».

Торжества, посвященные 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского, по времени все дальше отдаляются от нас. Зная, что все в жизни происходит по воле Божией, зададимся вопросом: «Почему именно о. Герману Здорову, обычному провинциальному священнику, довелось в тот период принять на себя высочайшую ответственность подготовки и проведения праздника Вселенского Православия? Я думаю, что о. Герману были присущи несколько качеств, которые тогда были необходимы.

Во-первых, он был коренной саровчанин, хорошо знал жизнь прихода и города, всей душой принадлежа им. Во-вторых, это был замечательный священник, который любил людей, и они тянулись к нему. Физик по образованию, он имел широкий кругозор, легко вникал в различные вопросы, находил общий язык с учеными, инженерами, с людьми самых разных профессий. Он сумел духовно сплотить приход. В-третьих, о. Герману тогда было всего тридцать три года – возраст Иисуса Христа. Молодость помогала ему выдерживать большие физические нагрузки и груз ответственности, участвовать во множестве мероприятий, направляя события в верное русло. Он отмечал: «Подготовка и проведение праздника делались великими трудами и невероятными человеческими усилиями при Божией помощи. Слава Богу за всё!»

О значении тех событий сам отец Герман говорил следующее: «Благодаря празднику, Церковь вышла на общественное служение. Православные показали себя сообществом людей, которое играет большую роль в жизни Сарова… Восстановив храм во имя преподобного Серафима Саровского, мы исполнили одно их своих земных предназначений». И еще: «Подготовкой и проведением торжеств 2003 года мы сделали такой большой задел, который не осознан и не освоен до сих пор. И возобновление монастыря «Саровская пустынь» – лишь веха на этом пути».

За труды, понесенные при подготовке и проведении торжеств 2003 года, о. Герман Здоров Указом Святейшего Патриарха Алексия II был награжден орденом святого Сергия Радонежского.

В завершение осмелюсь высказать такое суждение: священник Герман и его помощники были призваны для осуществления важной миссии, связанной с возвращением духовной и исторической памяти народа, всего того, что было утрачено за годы государственного атеизма. Торжества пробудили во многих людях истинные религиозные чувства. И священник Герман достойно, по-христиански исполнил свое призвание.

34Семейная жизнь батюшки Германа складывалась очень удачно. Он показывал молодым прихожанам живой пример того, какой должна быть православная семья. На душе становилось тепло, когда его супруга, матушка Татьяна, приводила в храм к причастию пятерых деток. Люди видели, с какой сердечностью они относились друг к другу и к окружающим. Весь приход скорбел, когда матушка заболела и безвременно скончалась в 2008 году. Люди искренне стремились помочь в беде, постигшей семью… А сейчас от нас ушел и сам отец Герман…

При жизни он молился за всех нас. Помолимся и мы об упокоении души нашего дорогого батюшки. «Со святыми упокой, Христе, душу протоиерея Германа, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Вечная ему память.

"Он был для нас как горящая свеча"

Я стал прихожанином храма Всех Святых с самого момента его освящения, 6 февраля 1993 года. В том же году к нам вторым священником приехал отец Герман. Приход воспринял его с большой радостью, тем более, что он оказался родом отсюда. А для меня он оказался особенно «своим», поскольку окончил тот же факультет МИФИ, что и я.

Помню, как душно и тесно бывало в храме, особенно в посты. Народу – столько, что невозможно было поднять руку и перекреститься. Несмотря на трудности, о. Герман выглядел бодрым, временами даже восторженным. Проповеди батюшка произносил очень хорошие, духовно возвышенные, простые для понимания и с неизменной улыбкой. Он был для нас как горящая свеча, в особенности – в первое время.

В память врезалась случайная встреча с молодым о. Германом и его матушкой Татианой, они шли рядышком, счастливые. Нельзя было не порадоваться за этих молодых людей, которые сразу же после безбожного времени сделали смелый жизненный выбор, пошли за Христом и были примером благочестия для окружающих. Первое время матушка читала и пела на клиросе. Потом появились детки, и мы ее видели только в праздничные дни, когда она приводила их ко Св. Причастию. Она была «сама скромность», всегда приветлива и немногословна.

Отец Герман обвенчал нас с женой и освящал нашу новую квартиру. О чуде ее получения нужно сказать особо. В 1994 году по совету моего друга алтарника Георгия (ныне он – о. Серафим, служит в Чувашии) я заказал молебен свт. Спиридону Тримифунтскому. Молился о помощи в получении жилья, и ровно через год мне дали квартиру в новом доме. В это трудно поверить, но мне даже предложили самому выбрать этаж, я выбрал третий. После этого еще 5 человек заказали молебен этому святому и все (!) в течение года получили квартиры. Среди них был и о. Герман. В последующие годы он всегда расспрашивал меня о жизни о. Серафима из Чувашии, передавал поклоны, мечтал съездить к нему в гости во время отпуска. Но не сложилось. Детишки о. Германа были малы и требовали внимания.

Я неоднократно обращался к батюшке Герману с разными вопросами и брал благословения. Общался с ним во время учебы на двухгодичных приходских катехизаторских курсах. Он читал нам Новый Завет и другие учебные дисциплины. Из его рук я в 2002 году получил сертификат об окончании курсов. Это произошло в торжественной обстановке, после окончания богослужения в храме Всех Святых. Несмотря на сильную занятость, самоотверженное церковное служение и обремененность большой семьей, о. Герман сумел закончить заочное отделение Свято-Тихоновского православного богословского института. Представляю, каких усилий это ему стоило…02

Вспоминаю первый крестный ход из Сарова в Дивеево в 1996 году. Мне очень хотелось в нем поучаствовать, но сил не было, я только оправился после долгой болезни. Во время одной из остановок я подошел к о. Герману и попросил его благословения, чтобы мне дойти хотя бы до Цыгановки. Он с улыбкой ответил: «Что ты у меня просишь? Подойди к иконе и проси прямо у батюшки Серафима». Я несколько раз проходил под иконой Преподобного, усиленно молясь ему. В результате – дошел до самого Дивеева, для меня это было чудо! Когда у о. Германа появилась его первая машина, запорожец «Таврия», я его на ней встречал с матушкой в Дивеево. Они туда ездили в свободное время, как простые паломники – по святым местам.

С момента преждевременной кончины матушки Татианы прихожане очень сопереживали о. Герману, а также молились о его здравии, поскольку он часто болел… Прощаться с о. Германом пришло огромное количество людей, стояли внутри и вне храма, плакали и сокрушались о случившемся. Значит, прихожане любили батюшку Германа и всегда будут его поминать в молитвах. Он был одним из первых, кто усердно потрудился, восстанавливая церковную жизнь в Сарове. По своей значимости эти 18 лет были целой эпохой! Хочется верить, что Господь простит и примет своего служителя о. Германа в райские обители. Царство небесное!

 

Рассказ прихожанки об отце Германе

(Опубликовано впервые к сорокалетию о.Германа, 13.02.2010 г.)

В 1-м Послании коринфянам св. апостола Павла есть такие слова: «… хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». Действительно, наставников много, а отец – один. Для меня это - отец Герман, родивший меня во Христе Иисусе.

Я помню нашу первую встречу. Он тогда был совсем молодым, начинающим священником. Я пришла по делу. Но набралась смелости и спросила о том, что меня тогда особенно волновало: «Почему православные почитают святых, их мощи? Как это следует из Священного Писания»? Отец Герман отнесся ко мне доброжелательно и всерьез. Не отмахнулся, как от праздно вопрошающего или какого-нибудь провокатора. Задав несколько наводящих вопросов, он понял, что я знакома с содержанием «первоисточника» - Библии, и он для меня – авторитет. О. Герман сказал: «Помните, как современники апостолов надеялись получить исцеление, накладывая на себя платки и опоясания святого апостола Павла? Чаяли исцеления даже от одной тени проходящего апостола Петра»? Я утвердительно кивнула. Батюшка продолжал: «Если даже одежда святых способна творить чудеса, то тем более их честные останки - мощи». Когда я шла домой, вдруг вспомнила яркий эпизод из Ветхого Завета. Когда израильтяне несли хоронить умершего, они впереди увидели войско неприятелей. Поспешно бросив тело умершего в гробницу пророка Елисея, которая находилась рядом, побежали прочь. Коснувшись костей Елисея, покойник ожил и встал на ноги. Получается, признание чудотворных свойств мощей святых было известно еще задолго до Христа…

Вскоре меня занесло в праздник Богоявления на Серебряные ключи. Там отец Герман служил чин великого водоосвящения. Это было чудесно, казалось, даже природа вокруг ликует. А потом начался нездоровый ажиотаж вокруг воды, люди вели себя некрасиво, и я подумала: «Нет, пожалуй в Церкви делать нечего. Можно верить в Бога и без нее». Отец Герман отреагировал моментально. Он стал урезонивать православных в духе любви - так, что никому не было обидно, - но со властию. И люди его послушались. Я, продолжая внутренний спор, подумала: «А ведь такие батюшки бывают только в Церкви. Вне ее и спросить о вере не у кого».

07Была у меня соседка, набожная старушка, царство ей небесное. Она ко мне прониклась расположением и даже как-то показала свой рукописный молитвослов – общую тетрадь, исписанную мелким почерком. Но дружба дружбой, а принципы – принципами. Она утверждала: «Некрещеному в храм заходить нельзя». Я ее пытала: «Как же я смогу покреститься, не войдя в храм»? Бабуля только плечами пожимала.

Когда я переступила через авторитет набожных и, к сожалению, малограмотных старушек, а главное – через свои сомнения, пришло время креститься. Вместе со мной согласились принять Крещение муж и сын. Совершал таинство о. Герман. Как оно проходило – не знаю, я ничего вокруг не видела, была в полуобморочном состоянии. Помню только, что тогда был большой наплыв желающих креститься, и никаких подготовительных бесед с людьми не проводилось. Мы, как многие другие оглашаемые, ничего толком о Православии не знали, даже Символа веры. Когда я впервые услышала Символ веры, испытала сильнейшее потрясение от силы соборной молитвы и, рыдая, вышла из храма. Некоторое время я могла достоять только до этого момента Литургии. Потом несколько дольше, до возгласа священника: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое…». Это были слишком сильные переживания. Долгое время не могла осенить себя крестным знамением, рука не поднималась.

Так, маленькими шажками я продвигалась по пути воцерковления. С чувством благодарности вспоминаю, как о. Герман нянчился со мною, младенцем в вере. Он исповедовал меня по 30-40 минут. После исповеди подолгу беседовал, наставляя. Пользовался моментом, зная, что я просто так не подойду, не спрошу, буду мучиться сомнениями. Отец Герман обвенчал нас с мужем. Затем крестил нашего первого ребенка, который впитал Православие даже не с молоком матери, а находился в Церкви, начиная с внутриутробного возраста.

Чем измерить то добро, которое получила моя семья от батюшки Германа? А ведь нас, прихожан, много. Я всегда поражалась той явной, зримой благодати, которая дается священникам в таинстве рукоположения. Какими бы немощными они не были, через них действует сила Божия.

Конечно, в служении о. Германа было много славных страниц. Он был настоятелем храма Всех Святых в 2003 году, когда праздновалось 100-летие канонизации преподобного Серафима Саровского, - событие исторического масштаба. Но, на мой взгляд, самое главное в служении священника, это – невидимая борьба за человеческие души. Ведь все те люди, которые пришли в Церковь и удержались в ней, остались там потому, что встретили доброго пастыря, который наглядно подтвердил Евангельские истины своей жизнью, своим отношением к людям.

 

«Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» 

Для меня отец Герман – это, в первую очередь, настоятель храма Всех Святых. У каждого настоятеля был свой храм, свое место деятельности. У о. Льва – храм Иоанна Предтечи, у о. Владимира Кузнецова – храм вмч. Пантелеимона. До о. Германа были настоятели, которые подготавливали ту политику, которую он воплотил. Под этим я подразумеваю особое чувство единства прихода именно в нашем городе. При первом настоятеле о. Владимире Алясове была строгая ревнительская атмосфера новоначальной христианской общины. Второй настоятель, о. Иоанн (Урсол), ее размягчил, привнес либеральные, практические идеи с Украины. О. Герман что-то взял от каждого из них. Вообще, он дольше всех был настоятелем в Сарове.04

Если попытаться сформулировать миссию о. Германа, то он, на мой взгляд, был миротворцем, всегда стремился к тому, чтобы на приходе был мир, руководствуясь врачебной заповедью «не навреди». Иногда он ради этого жертвовал своими позициями. Это был один из лучших настоятелей.

В нашем православном приходе много самых разных людей. Есть строгие ревнители, желающие бороться с сектами и со всем тем, что им кажется неправильным, есть молитвенники, есть люди, умеренные во взглядах. О. Герман умел примирить всех. Умел, как говорил апостол Павел, «быть всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых». О. Герман обращался с мягким увещеванием к враждебно настроенным и ожесточенным людям, и это действовало на них. Помню случай, когда больная женщина во время исповеди дала ему пощечину, а он подставил под удар вторую щеку. Я тогда был диаконом, и в этот момент возглашал: «Спаси, Господи, люди твоя».

Бывают священники – строители, бывают – политики, умеющие устроить отношения со светской властью. Для меня отец Герман – это настоятель-миротворец. Вдобавок, к нему всегда можно было обратиться со своими проблемами и финансовыми затруднениями, и он помогал. Мне нравились проповеди о. Германа. Они были очень человечными…

Мне кажется, у каждого священника – свой особенный подход к пастырскому служению, который соответствует какому-то Евангельскому воззванию. Например, возьмем заповеди блаженства. «Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное». «Блажени кротцыи, яко тии наследят землю». И так далее. Среди них есть небольшая заповедь, и награда за нее невелика, но без нее не работают все остальные заповеди. «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут». То есть, делайте все, но при этом оставайтесь милостивыми. Даже если человек заблуждается, падает в своей жизни, но если он милостив к другим, то по крайней мере, он будет помилован. Ему Господь отмерит его же мерой. Помню, когда я еще был диаконом, священники спрашивали совета о. Германа в разных ситуациях, как им правильно повести себя с тем или иным прихожанином. О. Герман неизменно отвечал: «Отцы, будьте милостивы к людям, и Господь будет к вам милостив». Его ответ запечатлелся в моем сердце. Это обезоруживало любые, даже самые правильные контраргументы и действительно наставляло. Я неоднократно убеждался в справедливости этих слов. Если будешь милостивым, то и тебя где-то отвернет от беды. А ты и не заметишь этого, примешь как должное. Действительно, кто возлюбит много, тому и простится многое…

Отец Герман оставался милостивым до конца своих дней. На исповеди, бывало, слышишь его голос: «Каешься»? И все. Порой хочется, чтобы человек поисповедался глубже, как-то развернулся. Часто мы бываем снисходительны к себе, а к людям относимся построже. Отец Герман не был таким.

Однако, надо сказать, что поначалу батюшка был очень строг, и даже поддерживал монашескую практику на приходе. Он очень ревностно относился к своим обязанностям и церковному богослужению. Помню, как на вседневной вечерней службе мы полностью вычитывали по три кафизмы, а сейчас читается только одна. Снисходительность к другим о. Герман вынес из своего жизненного опыта, можно сказать, выстрадал.

Милость к другим таит в себе много опасностей. Можно впасть в попустительство. На самом же деле, быть милостивым – это означает брать на себя большую ответственность. Тот, кто налагает на других строгие требования, делает то, что положено правилом. «Раз ты согрешил, то и неси последствия своего греха». А милостивый священник берет на себя часть бремени, которую мог бы оставить на самом человеке.

Когда Господь Иисус Христос простил блудницу, приговоренную к побиению камнями, и обличил ее судей, те сразу же Его возненавидели за это. Когда помиловал мытаря Закхея, нажил еще врагов. И так каждый раз. Милость – это не обычная, а сверхъестественная реакция. Например, чтобы простить ближнего, нужно сделать над собой духовное усилие. Ничто так не приводит людей в храм, к Богу, как милость. Если начать с того, что это – нельзя, и то – нельзя, человек больше в храм не придет. Милость к человеку, делающему свои первые шаги в храме, это – спасительные открытые врата, которые приглашают его войти туда. Через милостивого священника Господь действует свободно, приводит в Церковь множество людей. Вот почему бесы и ополчаются против таких священников.

Когда я еще учился и иногда приезжал в Саров, то по ревности хотел, чтобы мои светские друзья тоже причащались. Я их, можно сказать, силком загонял в храм именно к отцу Герману. После беседы с молодыми людьми что-то происходило, лед сердца растапливался, причем они сами не могли объяснить, что такого он им сказал. Если посмотреть на фотографии о. Германа в молодости – он весь просто светился. Насколько в нем действовали семена благодати, попавшие на хорошую почву! Казалось, ему было легко прощать.

В первые годы он ходил по всему городу на требы пешком. Говорил сам, что к вечеру ноги гудят. Сейчас, когда мы на машинах, даже трудно представить, какой это подвиг.

Отец Герман как настоятель, миротворец и милостивый человек был эталоном православного священника, который обсуждали, с которым сравнивали. Я считаю, что он очень повлиял на меня, на отцов Александра и Вячеслава. Отец Герман, по сути, создал атмосферу нашего Саровского православного прихода.

 

Благословил знаменное пение 

19В начале 2000-х годов в нашем городе в церковных службах стал участвовать мужской хор. Теперь он поет в храме во имя прп. Серафима Саровского. А тогда этот храм был еще не освящен, только начались службы в храме пророка Илии.

Мы пробовали петь обычным четырехголосием, но с составом были вечные нестроения: то кто-то не придет, то квалификации не хватает. Отчасти поэтому, а отчасти по совету Глеба Печенкина, энтузиаста знаменного пения, мы начали петь одноголосием.

Тогда Интернет был не так доступен, как сейчас, и мы не знали, откуда брать распевы. Печенкин заметил, что в «Православном богослужебном сборнике» неплохо изложены гласовые мелодии, но уже в гармонизации. Она чаще всего делается так: распев идет во втором голосе, первый голос – на терцию выше, третий держит квинту, бас – тонику. Можно вычленять мелодию, но это уже некоторая самодеятельность, к которой, вообще говоря, в таком ответственном деле, как богослужебное пение, нужно относиться очень осторожно. Авторские песнопения, например, могут быть интересными, чувствительными, но скорее питающими эмоции, чем подвигающими к духовному развитию, которое требует большей собранности. Поэтому мы подошли к отцу Герману за благословением на такое выделение мелодии и на знаменное пение вообще. Он нас благословил, напутствуя сохранять благочестие, и добавил: «Вот вам храм Ильи Пророка как экспериментальная площадка».

В то время к знаменному пению было неоднозначное отношение, где-то оно и сейчас осталось. Кому-то оно кажется скучным и непривычным, и люди уходят в другой храм, где красивее поют. Так что от батюшки требовалась некоторая смелость, чтобы его дозволить. Конечно, неквалифицированное исполнение знаменных распевов действительно трудно воспринимается слушателем. Но невозможно научиться петь без опыта, причем достаточно длительного, как мы убедились. И теперь наш хор поет намного лучше, чем вначале. Если при многоголосном пении «играют» гармонические переходы, то в одноголосии важнее звуковедение (прим. – Искусство владения голосом) и ясность произношения слов. Также влияет акустика помещения. В храме пророка Илии благодатная акустика: звучанию помогают камень и своды, все отлично слышно.

Теперь стали доступны многие источники распевов. Но некоторые песнопения, записанные еще тогда с благословения отца Германа, «живы» и поются до сих пор.

А.Криницкий, регент мужского хора.

 

«С отцом Германом было просто, легко и радостно»

С огромной теплотой вспоминаю внезапно ушедшего от нас ровно год тому назад о.Германа. Он был духовником нашей семьи, венчал нас с женой, крестил наших детей. Кроме того, меня связывали с ним длительные дружеские отношения.

Я попросил батюшку стать моим духовником еще в далеком 1995г., когда он только недавно начал служить в храме Всех Святых. Он охотно согласился на мою просьбу, но при этом уточнил, что ничего особенного делать не надо, просто надо причащаться один раз в месяц и ходить к нему на исповедь. Исповедоваться у него было очень легко, мы с ним были ровесники, он как-то чувствовал все мои проблемы. Батюшка был очень рассудительным человеком, сразу схватывал суть вещей и мог с ходу дать правильный совет, таких людей сейчас очень мало даже среди священников.20

Кроме того, отец Герман был хорошо образован, очень много знал. Он курировал православные курсы для взрослых, которые тогда проходили в деревянном домике рядом с храмом. И я никогда не забуду, какими глазами мы, тогда молодые ребята (Кирилл Персидский, Володя Фадеев, автор и другие), смотрели на этого молодого священника, как слушали его речи. Определенно он обладал даром убеждения. Хочу привести пример из моей жизни. Осенью 1997 года Алексей Федоров с Александром Брюховцом (будущим священником) очень настойчиво уговаривали меня ехать в Москву поступать в Свято-Тихоновский богословский институт. Тогда я уже преподавал в воскресной школе, но наотрез отказался это делать то ли из-за их чрезмерной настойчивости, то ли по причине занятости. Тогда мне позвонил о.Герман и ему хватило одной минуты, чтобы развернуть меня ровно на 180°. Собственно, он не стал меня ни в чем убеждать, а просто ненавязчиво предложил составить ему компанию, так как он как раз собирался поступать туда же. На мое возражение, что не будет времени на учебу, он ответил просто: «Ну, не сможешь учиться и не надо, но сколько-то ты все равно проучишься, и даже эти немногие знания очень пригодятся тебе в работе». В итоге, благодаря о.Герману, мне удалось поступить и успешно закончить это высшее учебное заведение Русской Церкви.

По приезде в Москву мы жили с ним в одном номере гостиницы и вместе готовились к экзаменам. Никогда не забуду, как мы готовились к главному экзамену по Закону Божию – целый день ездили по православным местам Москвы и в беседе устно повторяли все вопросы. Навсегда мне запомнился один эпизод. Мы шли с ним по улице около станции метро «Третьяковская», а посреди улицы прямо в луже лежал пьяный нищий в грязной одежде и громко просил прохожих помочь ему подняться. Было холодно, шел мокрый снег, но люди, видимо брезгуя, проходили мимо. Батюшка нагнулся, поднял его своими сильными руками и, проводив до скамейки, бережно усадил его. К людям он всегда был милостив, даже к падшим…

Еще мне запомнилось, как уже позднее, когда я начал помогать в алтаре, как мы, алтарники (Родион Горбушкин, Володя Фадеев, Женя Филинов и я), относились к о.Герману. Если служил он, то для алтарника это было просто счастье: батюшка никогда не повышал голоса, не нервничал, всегда был предельно вежлив, дружелюбен и жизнерадостен. Когда он благословлял, то обязательно улыбался, и от этой улыбки мне хотелось пойти за ним хоть на край света. Батюшка никогда не предъявлял претензий, понимая, что каждый человек может ошибиться или что-то забыть. Одним словом, с о.Германом было просто, легко и радостно, в то же время отношения с ним никогда не были панибратскими, мы все его очень уважали.

 

Он привел мою семью в Церковь

37Наша семья пришла в Церковь через скорби. Летом 1992 года, когда мы гуляли в лесу с детьми, на их глазах внезапно умер отец. Через год умерла наша бабушка. Перед смертью она завещала нам креститься. И вот 29 ноября 1993 года мы всей оставшейся семьей приняли святое Крещение в храме Всех Святых. Нас крестил отец Герман. В тот день нам казалось, что мы слышим ангельское пение...

Вскоре, зайдя в храм, я увидела, что отец Герман исповедует прихожан. Я тоже захотела исповедаться. Но отец Герман сказал: «Ты не готова. Купи в лавке книжечку, почитай, подготовься и тогда приходи». Так он приучал нас к церковной жизни. Мы стали ходить на службы, исповедаться и причащаться.

Отец Герман был молодой, веселый, излучал доброту и радость. Матушка Татьянушка пела на клиросе. От шуток отца Германа она порой еле сдерживала смех. Потом у них пошли детишки. Радостно было смотреть, как матушка Татьяна привозила их на помазание и к Причастию. Было видно, как отец Герман любил своих дочек и как очень радовался рождению сына. Однажды дети ждали помазания, Оленька была маленькая, бегала около аналоя, поскользнулась и села на пол. Отец Герман не рассердился, не нахмурился, а наоборот, надул щеки, сдерживая смех...

Постепенно в Сарове стали открываться новые храмы, появились другие священники. Но самым любимым оставался отец Герман. Он был очень добрым. Терпеливо принимал исповедь, не ругал, накладывая епитимии, отпускал все грехи. Однажды в храме Илии Пророка во время поста отец Герман исповедовал прихожан на вечерней службе. Безропотно исповедал большое число желающих. Только слышно было: « Каешься? Как зовут?» и разрывание бумажки с грехами. Потом он оделся и пошел к выходу. И тут мне показалось, что все наши грехи он взвалил к себе на плечи – такой уставший он был.

Потом случилась беда в его семье – тяжело заболела матушка Татьяна. По-моему, отец Герман сделал все, что мог для ее спасения, сам возил ее в клиники в Нижний Новгород, в Москву. И все прихожане сплотились в молитве о здравии матушки. Но Господу было угодно забрать ее к себе. Отец Герман продолжал служить и старался не выставлять напоказ свое горе. Заботился о детях.

В мае 2010 года мои дети на свои дни рождения ходили на Дальнюю пустынку, и оба раза там их встретил отец Герман и благословил.

И вот 28 февраля 2011 года мы услышали то, во что не хотелось верить: отец Герман умер. Я зашла в храм Иоанна Предтечи. Там было почти пусто. Над гробом с телом отца Германа, глотая слезы, читал Евангелие отец Вячеслав. А посреди храма стояли мои повзрослевшие дети и плакали. Они осиротели во второй раз.

В день похорон мы не смогли поехать на кладбище проводить отца Германа. Но на 9 день – 8 марта собрались и поехали в скит поклониться его могиле. Шли от трассы к скиту и думали: кто укажет нам место его захоронения? Снегу в тот год было очень много. Но опасения наши были напрасны. Мы попали на панихиду над его могилой. Так молитвенно помянули отца Германа и матушку Татиану. Они покоятся рядом друг с другом. Кладбище находится в живописном месте, а на востоке видны храмы Дивеевского монастыря. «Хорошо отцу Герману, – сказала моя дочь. – Когда он воскреснет – увидит Дивеевский монастырь».

Царство небесное и вечный покой вам, отец Герман и матушка Татиана.

 

 

Публикуется по: