Протоиерей Александр Андреевич Ветелев // Священное Ваганьково
Протоиерей Александр Андреевич Ветелев. 1892-1976 (31-18)
Степень доктора богословия всегда была в Русской Церкви исключительной и сравнительно редкой. Еще реже можно встретить человека, совмещающего в себе выдающийся научный талант и пастырский дар целительства человеческих душ. Один из таких замечательных людей покоится на Ваганьковском кладбище. Это доктор богословия, профессор МДА протоиерей Александр Ветелев. Его скромная могила находится на 18-м участке кладбища.
Родился Александр Андреевич 23 ноября 1892 г. в семье псаломщика, впоследствии диакона, в селе Черное Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Отец его в 1937 г. принял мученический венец, пострадав от богоборческой власти. В 1913 г. Александр окончил Нижегородскую духовную семинарию и был направлен для продолжения образования в Казанскую духовную акдемию. Обучаясь в Академии, Ветелев состоял членом философско-богословского кружка, одновременно посещая лекции по истории философии в Казанском университете. В 1917 г. закончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по теме «Н.И. Новиков, жизнь и мировоззрение». В 1917 г. он был призван в действующую армию, в течение года служил на Черноморском флоте матросом. В 1921 г. Ветелев окончил Высший социально-юридический институт в Севастополе, где до 1923 г. был преподавателем средней школы. В 1923 1924 гг. Ветелев — заведующий ФЗУ в г. Дзержинске Нижегородской обл. В 1924-1930 гг. состоял заведующим школой «городка для беспризорных детей» в г. Пушкино Московской области. В 1924 г. Александр Андреевич поступил, а в 1929 г. окончил вечернее отделение факультета русского языка и литературы Московского педагогического института. В 1935—1943 гг. — преподаватель средней школы г. Щелково Московской области. В 1943—1944 гг. Александр Ветелев по трудовой мобилизации работал в Тимирязевской сельскохозяйственной академии. В 1944-1945 гг. он был преподавателем средней школы № 87 Москвы.
С сентября 1945 г. Александр Андреевич начал преподавание в Московском богословском институте (с 1948 г. — МДА). Был утвержден в должности доцента, читал лекции по гомилетике, с 1949 г. также по патрологии, с 1951 г. еще и по пастырскому богословию, с 1953 по 1955 г., кроме того, и по литургике.
6 марта 1946 г. был рукоположен во диакона, а 10 марта того же года — во пресвитера. Отец Александр совмещал преподавание в МДА со священнослужением в храмах Москвы (Успенского Новодевичьего монастыря, Пимена Великого, Покровском на Лыщиковой горе, Знаменском у Рижского вокзала). В 1949 г. он представил в Совет МДА в качестве магистерской диссертации курс академических лекций по теории и практике проповедничества. После ее защиты, состоявшейся в том же году, ему была присвоена ученая степень магистра богословия.
В 1957 г. он оставил преподавание в Академии. В период с 1957 по 1965 г. совмещал церковно-приходское служение в Москве с работой над докторской диссертацией. В 1965 г. отец Александр Ветелев, оставив приходское служение, вернулся в МДА, где стал преподавать гомилетику и нравственное богословие. 26 декабря 1967 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Божественная литургия. Опыт изъяснения применительно к требованиям пастырской душепопечительности». На своих лекциях отец Александр умел создать непринужденную атмосферу, никогда слепо не следовал конспекту, наглядно, доходчиво и очень эмоционально излагал материал, за что пользовался любовью и уважением студентов. В 1971 г. он был удостоен права служения литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш...». 28 декабря 1972 г. награжден орденом святого Владимира II степени. 28 июня 1976 г. на 84-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни протоиерей Александр скончался.
Отец Александр Ветелев явил собой пример замечательного пастыря-духовника. Он всегда был готов помочь нуждающемуся человеку словом и делом. Для многих представителей московской интеллигенции он явился духовным отцом, многих привел к Богу. Мудрый пастырь воспитал плеяду замечательных священнослужителей, которые в наше время окормляют множество душ. Самоотверженная пастырская деятельность отрицательно сказалась на здоровье отца Александра, но даже будучи тяжелобольным, несмотря на запреты врачей, он продолжал врачевать души людей. Доброта, отзывчивость, нестяжательность и кристальная честность пастыря снискали ему всеобщую любовь и уважение.
Батюшка Александр был преисполнен любви ко всем приходящим к нему за помощью и советом. Для очень многих он явился образцом христианской любви. Его пастырское служение можно охарактеризовать словами одной из его статей. «Господствуя в сердце последователя Христа, любовь тем сильнее возрастает, чем больший круг любящих объемлет и чем самоотверженнее себя распинает. Истинная пастырская любовь немыслима вне этого закона; всецело принадлежа пастве, она заставляет забывать себя и совершенно отдаться служению ближним во имя и во славу Господа нашего Иисуса Христа» [Вера, надежда, любовь — основные христианские добродетели//ЖМП, 1976, № 11.]. Таким пастырем и был батюшка Александр, самоотверженно отдавая себя на служение ближним, часто забывая про себя, свое здоровье и даже семью. Он не мог поступить иначе — ведь в его сердце господствовала только Любовь.
Учебное пособие Ветелева «Гомилетика. Курс академических лекций по теории и практике церковно-православного проповедничества» являлось учебником для подготовки проповедников в новых условиях, когда любое слово о Христе воспринималось как запрещенная «религиозная пропаганда». Поэтому автор в своей книге не рассматривает всех вопросов по данной тематике. Основная часть курса разделяется на теоретический и практический отделы. В первом дается определение проповеди, ее элементы и анализ духовного состояния современного человека. Практический отдел был призван научить студентов правильно составлять и произносить поучения.
Докторская диссертация «Божественная литургия. Опыт изъяснения применительно к требованиям пастырской душепопечительности» — главный научный труд ученого, над которым он работал 10 лет. По словам оппонента на защите профессора-протоиерея А. Остапова, это «живое, согретое пастырским духом и опытом слово пастыря к пастырям». В целом труд имеет практическую пастырскую направленность. В приложении к диссертации помещен сборник годичных поучений (всего около 200). Проповеди написаны для современной ему паствы и носят печать живого евангельского духа. В диссертации Ветелев высказывает свое частное богословское мнение, касающееся понимания Эммаусской вечери (Лк. 24:13—32). По его мнению, эта вечеря являлась Евхаристической трапезой, впрочем, литургическая традиция Православной Церкви не подтверждает такого осмысления этого факта.
Диссертации профессора протоиерея Александра Ветелева, равно как и большинство других его работ, к сожалению недоступны широкому кругу читателей, т.к. хранятся в ограниченном количестве машинописных экземпляров в библиотеке МДА.
Преимущественно это труды пастырско-педагогической направленности, предназначенные для подготовки будущих служителей Церкви к пастырской и проповеднической деятельности. К ним относятся академические лекции по гомилетике, пастырскому богословию, патрологии и нравственному богословию. В этих курсах основное внимание уделяется проблемам духовной жизни. Иногда это простые житейские поучения опытного пастыря. Особенно заметно проявляется это в курсах пастырского и нравственного богословия, их содержание можно охарактеризовать заглавием одной из частей книги — «Пожелания мудрого наставника».
Сочинения отца Александра «Вопросы жизни», «Размышления о науке и религии» и др. носят апологетический характер, некоторые замечания, встречающиеся в них, например, об ограниченных возможностях естествознания, о слепоте атеизма являются очень смелыми для того времени.
Работа «Богословское содержание иконописных творений инока А. Рублева» представляет собой довольно полный богословский анализ художественной символики творений великого иконописца. Особое внимание автор уделяет иконе Святой Троицы.
Большая часть опубликованных в «Журнале Московской Патриархии» и «Богословских трудах» сочинений Александра Андреевича носит пастырский характер, среди них — выдержки из лекций и докторской диссертации, доклады на различных церковных собраниях («Митрополит Московский Филарет как проповедник», «Доктрина и мнение», «Служение крещеного человека в мире по свидетельству отцов Церкви»). Интересна статья Ветелева «Таинство покаяния», в ней достаточно глубоко и самостоятельно рассмотрен этот вопрос. Основываясь на учении святых отцов, профессор глубоко анализирует процесс покаяния, в котором усматривает семь ступеней духовного роста кающегося.
Работы отца Александра имели большое значение в деле образования и воспитания пастырей Русской Церкви в трудное время ее жизни.
В период с 1954 по 1974 гг. Ветелев опубликовал 31 проповедь в «Журнале Московской Патриархии» и 50 проповедей в журнале «Stimme der Orthodoxie». Несмотря на краткость и простоту, поучения его актуальны и содержательны. Некоторые критики сравнивали его с известным проповедником протоиереи Родионом Путятиным. [См. статью о прот. Ветелеве диакона С. Матюшина: Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004. Здесь же библиография по этой теме.]
В 2002 г. вышел в свет сборник великопостных и пасхальных поучений отца Александра под названием «Путь к пробуждению», а опубликованные в «Журнале Московской Патриархии» проповеди на протяжении многих лет являлись и являются образцом для составления гомилий.
Протоиерей Александр Ветелев всегда молитвенно почитал память отца Валентина Амфитеатрова. Ряд чудесных явлений из его жизни, связанных с именем протоиерея Валентина, описаны в жизнеописании батюшки. [«Я плакал о всяком печальном» М., 2003. Сс. 402—412.]
Прошло много лет со дня кончины этого выдающегося пастыря, но до сих пор в дни его памяти люди приходят на его могилку, вспоминают доброго и мудрого батюшку, здесь служатся панихиды о нем. Импульс добра, оставленный этим человеком на земле, продолжает согревать души людей. В 2006 г., 28 июня, исполнилось 30 лет со дня кончины доброго пастыря. Приходите на эту могилу 28 июня и 6 декабря к 13 часам, и вы услышите много доброго об этом человеке, что не вошло в эту работу.
Публикуется по:
- Матюшин С.И., иерей. Священное Ваганьково. - М.: Издательство "Дом РДФ", 2007. - 320 с.: иллюстрации.