Полгода со дня кончины насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Виталия (Мешкова) // Сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Сегодня, 5 декабря 2014 года, исполняется полгода со дня кончины одного из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Виталия (Мешкова).

Отец Виталий скончался 5 июня 2014 года после тяжелой болезни. Старец, народный духовник и молитвенник, он всей своей жизнью проповедовал Слово Божие.

Предлагаем Вашему вниманию одну из ранних проповедей, сказанных будущим архимандритом на 1-м курсе Московской Духовной академии.

20140624 001Виктор Мешков. 1963 год

Какова должна быть исповедь?

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Братия и сестры! В наступающие важные минуты, когда мы готовимся приступить к исповедании грехов своих, вникнем в свою жизнь, в свое поведение, в состояние души своей. Если мы теперь не вспомним о своих грехах и не покаемся, то там, перед Господом, увидим их перед нашими глазами во всей ясности и наготе, и будем плакать тщетно и напрасно. Пророк Давид говорит: Во аде кто исповестся Тебе (Пс.6, 6)? – не потому, чтобы мы там не исповедовались, но что делаем это напрасно. А Господь наш Иисус Христос поучает тому же посредством притчи о богаче и Лазаре, что грешники, хотя сокрушаются о грехах, переменяются и делаются лучшими от геены, но от этого нисколько не получают пользы для удаления пламени; потому что это покаяние безвременно. Поэтому, братия и сестры, будем скорбеть и плакать о грехах здесь. Блажении, говорит Господь, плачущие, яко тии утешаться (Мф.5,4); горе вам смеющимся, яко возрадаете (Лк.6, 25). Мы не должны стыдиться и стесняться высказать грехи свои, если даже при людях нужно было высказать и открывать их, и тогда не следовало бы стыдиться; потому что стыдно – грешить, а не исповедывать их.

Поставим себя перед судом Евангелия и Церкви, сравним свою жизнь с жизнью Спасителя нашего и святых Его. Тогда ясно увидим, как многого не имеем, что должно иметь каждому из нас, а заимствовали, усвоили, возрастили в себе то, что не подобает христианину. Больной, нечяенно увидев себя в зеркало, приходит в страх от болезненного состояния лица своего, и от ужаса начинает скорбеть. Быть может и мы, увидевши себя в мрачном виде, с ужасом убежим от себя самих, возгнушаемся своей прежней жизнью и пожелаем жизни лучшей. Но если при всех усилиях своих мы все-таки не почувствовали своей греховности, то нужно прибегнуть к молитве и просить Господа, чтобы Господь помог увидеть всю наготу души нашей, открыл перед нами безмерное множество прегрешений наших и просить, чтобы Господь смягчил сердце наше окамененное, дал нам слезы покаяния, которыми могли мы омыть грехи наши. Братия и сестры, мы не должны отчаиваться, хотя и совершили тяжкие грехи. Господь прощает любой грех если мы каемся. Апостол Павел был хулитель, и гонитель, и обидчик христиан; но как возревновал и не предался он отчаянию, но и восстал и сделался равным Ангелам. Напротив, Иуда был Апостолом, но предавшись безпечности, сделался предателем. А разбойник не отчаялся после такой злой жизни и поэтому прежде всех других вошел в рай. Не будем отчаиваться, но имея благие надежды на Господа, и помышляя о Его неизреченной любви к людям, изгоним из совести все злое, с великим усердием и надеждою возьмемся за христианские добродетели, чтобы нам совершенствоваться. А самая первая добродетель смиренномудрие, оно есть как бы золотая цепь, которая, если взять за ее начало держится вся. Если мы будем исповедовать грехи, как должно исповедовать, то душа смирится; ибо совесть, терзая ее, делает смиренную. И как молился пророк Давид: Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50,19). Ибо сердце сокрушенное не возмущается, не оскорбляет других, но всегда готово терпеть страдания, а само не восстает ни на кого. В том и состоит сокрушение сердца, когда оно само бывает оскорблено, хотя терпит зло, остается спокойным и не возбуждается к мщению. После смиренномудрия нужны непрестанные усиленные молитвы. После усиленных молитв, нужно великое милосердие. Оно в особенности делает сильным врачество покаяния. Как во врачебных средствах, лекарство хотя много трав содержит в себе, но главную – одну: так и в покаянии подобной многоцелебной травой бывает милосердие, и даже от него зависит все. Милостынями и верою очищаются грехи (Притч. 15,17). А Господь говорит: дадите милостыню, и се вся чиста вам будет (Лк. 11,41). Милосердие заключается в том, чтобы не гневаться, не памятозлобствовать и прощать всем грехи.

Возьмемся с великим усердием за христианские добродетели и покаемся самым глубоким покаянием, чтобы здесь сложить все грехи, с дерзновением могли предстать пред судилищем Христовым и получить Царство Небесное. Аминь.

 

URL: https://stsl.ru/news/all/pol-goda-so-dnya-konchiny-naselnika-svyato-troitskoy-sergievoy-lavry-arkhimandrita-vitaliya-meshkova (дата обращения 20210831)