Митрополит Палладий (Раев). Статья на сайте благотворительного фонда «Русское Православие»

Палладий (Раев-Писарев)

Ф.И.О.:  Раев-Писарев Павел Иванович

Сан:  митрополит

Дата рождения:  20.06. 1827 г. 19 век Дата пострига:  15.01. 1861 г. 19 век Дата хиротонии:  18.12. 1866 г. 19 век Дата смерти:  5.12. 1898 г. 19 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

Биография

Палладий  (Раев,  Павел  Иванович  Писарев),  митрополит  С.-Петербургский  и

Ладожский.

Родился 20 июня 1827 г. в семье священника Нижегородской епархии. Первоначальное  образование  получил  в  Нижегородском  духовном  училище  и Нижегородской духовной семинарии.

В 1852 году окончил Казанскую духовную академию со степенью магистра богословия   и  определен   учителем   логики   и  психологии   в  Нижегородскую духовную семинарию, и преподавателем татарского языка.

15   августа   1856   г.   рукоположен   во   священника   к   Покровской   церкви, Нижегородской епархии.

15 января 1861 г., овдовев, принял пострижение в монашество.

18 февраля 1862 г. возведен в сан архимандрита.

28 августа 1863 г. инспектор СПБ духовной семинарии.

2 декабря 1864 г. ректор СПБ духовной семинарии.

18 декабря 1866 г. хиротонисан во епископа Ладожского. С 15 июля 1869 г. — епископ Вологодский.

С 13 июня 1873 г.  — епископ Тамбовский. С 9 сентября 1876 г. — епископ Рязанский.

12 апреля 1881 г. возведен в сан архиепископа.

С 1881 года — почетный член Казанской духовной академии. С 21 августа 1882 г. — архиепископ Казанский и Свияжский.

При нем с 15 января 1883 г. в инородческих  приходах  разрешено  совершать богослужение на инородческих языках.

В ноябре 1884 г. был в СПБ на съезде преосвященных.

В июле 1885 г. председательствовал на пастырском собрании Поволжских епископов в Казани, созванных по его инициативе для решения вопросов пастырской практики по отношению к раскольникам и инородцам.

В  1886  году  основал  Царевококшайский   Богородично-Сергиевский   женский черемисский монастырь.

При  нем  была  приписана  к  архиерейскому  дому  Седмиозерская  пустынь  и управляющие Казанской епархией стали именоваться ее настоятелями.

С  29  сентября  1887  г.  —  архиепископ  Карталинский  и  Кахетинский,  Экзарх Грузии.

В 1888 году награжден бриллиантовым крестом на клобук.

18 октября 1892 г. возведен в сан митрополита с титулом митрополита С.- Петербургский  и  Ладожский  и  священно-архимандрит  Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и первенствующий член Св. Синода.

14 мая 1896 г. награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре. Скончался   5  декабря  1898  г.  72-х  лет.  Погребен  в  Исидоровской   церкви Александро-Невской Лавры.

В 1932 году прах его был перенесен на Братское кладбище Лавры.

Во всех епархиях заботился об устроении и благолепии церквей, об образовании детей духовенства — сирот.

В Вологде учредил эмиритальную кассу для духовенства. Будучи в Тамбовской епархии, учредил в Козлове женский монастырь. Открыл Богородично-Казанское братство для обращения к вере многочисленных сектантов и раскольников.

В   Рязани   учредил   миссионерское   духовно-просветительное   братство   "Св. Василия Рязанского" с училищем для магометан. Открыл приюты для сирот при монастырях. Положил начало Рязанской семинарии.

В Грузии умиротворил настроения между местным духовенством и народом, будучи сам проникнут духом мира и любви. В тяжелый холерный год в Тифлисе как мог утешал и успокаивал мятущуюся паству.

В С.-Петербурге оставил о себе светлую память заботами о церковном благолепии.

Беспредельная доброта, всегдашнее благорасположение и готовность на услугу, горячая деятельная любовь ко всем и всему, в его глазах хорошему, честному и справедливому, чарующая ласка и приветливость — вот эти, очевидно, самые выразительные, коренные качества его души. Это был человек редкой доброты и благодушия, душа — открытая, общительная, личность в высшей степени благородная, гуманная. Всегда и для всех он бесценно был дорог по своей редкостной, изумительной в его положении простоте, сердечности и общедоступности. Всякий шел к нему смело с нуждой, с горем, с просьбой, за благословением  и  даже  с  повинной  головой,  и  всякий  знал,  что  услышит  не угрозу, а ласку, встретит не казнь, а милость, получит только добрый совет, святительское  мудрое  наставление,  отеческий  урок.  Милостивый  и благосердный, он всюду приносил с собой, как справедливо сказало ему на прощание  грузинское  духовенство,  "мир  и  тишину",  водворял  своим нравственным  авторитетом  вокруг  себя  благодушие  и  благоволение.  Величие сана и высота служебного положения не охладили в нем теплоты душевной, не затушили  в  сердце  его  искру  человечности  и  высокой  гуманности. Начальническая суровость ему была чужда и не свойственна. Правосудие и справедливость,  сопровождавшие  все его дела и решения, всегда проникнуты были христианской любовью. Можно смело сказать, что он за всю свою жизнь никого не заставил плакать без причины, не стеснил, не покарал напрасно; за то, с  другой  стороны,  он  тысячи  людей  осчастливил,  облагодетельствовал,  он оставил много людей, только благословляющих  его имя. В нем поражало это удивительное сочетание высокого достоинства, священного величия с необыкновенной мягкостью обращения, с нежностью сердца, неизменно сострадательного и жадно сочувствующего благу ближних. Он умел соединить безупречную  справедливость  с  милостью,  соблюсти  высокую  свою авторитетность с полнейшей общедоступностью, умел внушить подчиненным и необходимый, сдерживающий человека страх, и самое полное, открытое к себе доверие.  На  высоте  самой  высшей  церковной  власти  он  остался  лучшим  из людей.

Среди многих дел и забот, без конца всеми беспокоимый и отрываемый, разбираясь   в   бесконечных   просьбах,   дрязгах,   жалобах   и   кляузах,   что естественно  могло бы и утомлять  и, так сказать, притуплять  человека,  он не потерял  святых  качеств  своей  души,  сохранил  всю  чуткость  и  отзывчивость своего глубокого сердца. До конца дней своих он был по слову апостола, "всем вся"; уже угнетенный болезнью, старец, так горячо, так молодо отзывался он на чужие радости и скорби, был так приветлив, ласков и мил, что, казалось, это не высокопоставленное  и могущественное лицо, держащее в руках своих бразды правления всей Русской Церковью, а человек близкий, родной, наш — простых людей — брат, наш друг.

"Ну что ему я, рассказывал  один бывший студент Петербургской  академии; а ведь, бывало, придешь к нему по возвращении с каникул из Рязани,- и усадит, и обласкает, и расспросит, и даже без угощения, без чая ни за не отпустит!".

Полный высокого благородства в обращении со всеми, святитель с особенной отеческой   любовью   относился   к   ближним   своим   сподвижникам,   деятелям духовной школы. Зорко следил за их работой и душевно утешался,  искренно радовался всякому и частному, личному их успеху. Он не давил своей властью и авторитетом; высоко ценил в них всякую и крупицу таланта, всякое проявление ученой или нравственной в них силы, он был их первым покровителем и, можно сказать,   увлеченным   их  защитником.   Любил   он  всей   душой   и  молодежь духовную, горячо ей сочувствовал, — очевидно, никогда не забывая, что и сам был молод, и до старости свято храня молодость высоких чувств в душе своей. Недаром, например, он так болел душой за пострадавших в известной истории питомцев  Казанской  академии;  недаром  после этого, постоянно  слал он свои наставления кому нужно, чтобы жалели студентов, чтобы снисходительно относились к ним, чтобы не столько карали, а сколько миловали бы их.

В высшей степени деликатный и обоятельный, он особенно дорого ценил всякую незначительную услугу, ему лично оказанную. Потому-то так любил он своих подручных, непосредственных помощников, начиная с секретаря и кончая своим викарием епископом. Первых, т.е. секретарей, у него был один, любимый им и бессменный из Тамбова, симпатичный общеизвестный для всех "Петр Иванович" (Тихомиров),  а вторых,  т.е. викариев,  было у него много, всем им он первый желал всякого успеха и не давал им засиживаться, а способствовал движению из вперед. А какое множество, не родных или близких, а просто известных ему с хорошей  стороны  людей  возвел  он  и  поставил  на  высшее  иерархическое служение Церкви Божией. Он любил награждать милостиво и за малые заслуги малых людей, какую массу духовенства в своих епархиях украсил он разными знаками отличий!

А можно ли, вспоминая характерные черты архипастыря, забыть про его полное неподражаемой красоты священнослужение? Поистине, как своеобразно выразился в простоте сердечной вожанин, это был служака". Человек глубокой религиозной веры, доступный высокому религиозному одушевлению и вдохновению, он любил служить и как умел служить! Богослужение его носило печать умилительного благоговения и высокого, священного благолепия. Совершаемое   по   чину,   благообразно,   сопровождаемое   всегда   прекрасным пением любимого им хора, Палладиевское богослужение являло во всей полноте дивную красоту и невыразимую прелесть нашего православного богослужения. Тут соблюдена была и земная эстетика, потому что все, начиная с сослужащих и кончая ризницей, сосудами, все было безукоризненно, изящно и образцово подобрано.  Но тут еще больше  была и религиозная  осмысленность,  высокое христианское  одушевление.  Благоговейная  настроенность  самого архипастыря выражалась в каждом слове его, светилась в лице его, сияла во взоре, обнаруживалась в каждом молитвенном его движении. Вдохновляясь священнодействием сам, он поднимал высокое одушевление и во всех окружающих, и, замечая, например, холодность или монотонность в пении, нередко заявлял клиросу свое требование: "поторжественнее! поторжественнее!" Кто бывал за Палладиевским богослужением, тот воспринимал целый запас святых впечатлений, выносил из храма надолго сладостное чувство молитвы, тот научался молиться и не замечать времени, не чувствовать  усталости,  как бы долго ни тянулась служба. Справедливо выразился о нем один из почитателей его, что в священнослужении это был "князь епископов!".

Нельзя не упомянуть и об учительной деятельности святителя. Особенно в молодые его годы в Тамбове, он часто проповедовал. В этом отношении он принадлежал  к типу еще старых  наших  церковных  ораторов,  представителем которых  был незабвенный  вития-философ  православия,  Филарет, митрополит Московский. Проповеди Палладия — не беседы, а большей частью именно целостные, законченные и округленные слова, с глубокой сосредоточенностью мысли,  со  строгой  последовательностью  в  развитии  темы.  В  них  ясно  видно слово здравое, зрелое, исходящее из полноты религиозного убеждения и глубоко проникнутое библейским духом, богато украшенное священными изречениями из Священного Писания.

Как не упомянуть, далее, о благотворительности  и нестяжательности  Владыки Палладия.  Несомненно,  руки  его,  как  и  сердце,  были  всегда  открыты  для благодеяний. И при этом очевидно было для всех, что благотворения и жертвы его  всегда  сопровождались  живым,  личным  участием  и  заботливостью,  без которых простая раздача денег, по слову апостола, не приносит пользы дающему и не имеет нравственной ценности; нельзя не сделать замечания и о внешности митрополита  Палладия.  Истово-великорусский  тип  его  благообразного  лица, светлый ласкающий взор, благодушная улыбка, — все это лицо, зеркало души ясной,  чистой  и  благостной,  со  всей  его  высокой,  величественной  фигурой, способный были произвести именно, как говорят, импонирующее впечатление на всякого. Легкая печать грусти, еще более придала симпатичности и красоты его лицу. В белом клобуке, высокий, стройный, с вытянувшимися чертами худого и дышащего добротой его уже грустного лица, — он был положительно прекрасен! Таков был незабвенный, возлюбленный архипастырь. Любовь к Богу и к людям была  основной  силой  его  великой  души:  а  любовь,  по  слову  апостола,  не проходит  и не знает смерти,  она и в вечности  сохраняется,  когда все другие совершенства человеческие упраздняются (I Кор. 13, 8).

Труды:

  • "Признаки истинности православного христианства и лживости мухамеданства". "Миссион. сборник", Казань, 1876.
  • "Слова и речи". Рязань, 1880."
  • "Речь при вступлении  в управление  Казанской паствою". "Прав. Собес." 1882, ноябрь, с. 191-195, с. 196-204.
  • "Речь  новопоставленному   иноку  Александру  Вадковскому,  постриженному  с именем Антония". "Прав. Собес." 1883, март, с. 304-306.
  • "Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы". "Прав. Собес." 1883, с. 1-8.
  • "Слово  в  день  святителей  и  чудотворцев  Казанских  Гурия,  Варсонофия  и Германа". "Прав. Собес." 1883, октябрь, с. 1-8.
  • "Слово в неделю святых праотец". "Прав. Собес." 1883, декабрь, с. 1-6.
  • "Речь перед дворянскими выборами 16 января 1884 года". "Прав. Собес." 1884, январь, с. 1-4.
  • "Слово в день Сретения Господня". "Прав. Собес." 1884, февраль, с. 1-8.
  • "Слово  в  день  тысячелетия  со  дня  блажен.  кончины  св.  Равноапостольного Мефодия". "Прав. Собес. 1885, апрель, с. 337-343.
  • "Слово по случаю столетнего юбилея со дня пожалования дворянской грамоты". "Прав. Собес." 1885, май, с. 1-3.
  • "Слово в день явления Казанской иконы Божией Матери". "Прав. Собес." 1885, июль, с. 1.
  • "Речь, произнесенная в Казанском соборе 23 июня 1887 г.". "Прав. Собес." 1887, июль, с. 251-252.
  • "Речь по возвращении после присутствования в Свящ. Синоде, произнесенная 14 июня 1887 г.". "Прав. Собес." 1887, июль, с. 249-250.
  • "Из  поучений   Высокопреосв.   Палладия,   Митрополита   СПБ   и  Ладожского". "Народная Академия", кн. 1 Изд. С.Г. Рункевича, СПБ, 1895.
  • "Доброе слово". "Церк. Вестн." 1895, № 47, с. 1503.
  • "Приветственная речь в Тифлисе". "Приб. к "ЦВ" 1888, № 41, с. 1123.

Литература:

  • "Церк. Вед." 1892, № 20, с. 175, № 43, с. 427, 428, 1894, № 50, с. 407, 1896, № 19-
  • 20, с. 157, 1897, № 1, с. 21, 1898, № 50, с. 431, 432. "Приб. к "ЦВ" 1898, № 50, с. 1919-1935.
  • "ЖМП" 1954, № 11, с. 54, 1958, № 9, с. 13, 1959, № 11, с. 39.
  • "Церк. Вестн." 1891, № 9, с. 143, № 12, с. 188, № 25, с. 396, № 50, с. 795, № 51-
  • 52, с. 816, 1895, № 19, с. 593, № 50, с. 1647.
  • "Изв. Каз. Еп." 1882, № 18, с. 465, № 20, с. 529, 532-535, 1883, № 3, с. 79 п/с., № 11, с. 345, № 15, с. 480-482, 1884, № 3, с. 72, 73, № 21, с. 679-683, 1885, № 5, 6, с. 94-98, № 9, с. 187-190, № 20, с. 679 (особое прибавл.), № 21, с. 779, № 22, с. 815-816, 1886, № 7, с. 177-178, 1887, № 12, с. 285, № 20, с. 489, № 22, с. 529, 1898, № 11, с. 449-450, № 24, с. 1038-1041, 1903, № 16, с. 14.
  • "Самар. Еп. Вед." 1886, № 9, с. 183-210, № 10, с. 199-208. "Нива" 1892, № 47, с. 1025-1026.
  • "Красн. Архив" 1930, т. 39, с. 113, 119, 121, 126, т. 40, с. 98, 100, 103, 107, 112, 114, 115-117, 118-120, 121, 122.
  • "Прав. Собес." 1882, ноябрь, с. 187-190, 1897, декабрь, с. 4, 1898, февраль, с. 200, 1899, т. I, с. 3, 4, 1900, январь, с. 8, 1902, ноябрь, с. 632.
  • "Вологод. Еп. Вед." 1873, № 14.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1898 год", с. 4-5. "Списки архиереев Иерархии Всерос." СПБ, 1896, № 394, с. 55.
  • "Труды К.Д.А." 1890, июль, с. 494. "Мисс. Обозрен." 1899, I, с. 130.
  • "Прав. Обозрен." 1885, сентябрь, с. 193, 1886, май-июнь, с. 367, июль, с. 409, сентябрь, с. 203.
  • "Странник" 1872, май, с. 74.
  • "Русск. Архив" 1900, кн. I-я, с. 428, кн. 3-я, № 9, с. 136.
  • Хвостов  А.  "Высокопреосв.  Палладий  Экзарх  Грузии,  архп.  Карталинский  и Кахетинский". "Нива" 1892, № 10, с. 217-218, № 42, с. 1025-1026.
  • Царевского      А.      "Память      в      бозе      почившего      митрополита      СПБ Высокопреосвященнейшего Палладия". Казань, 1899. См. также: "Прав. Собес." 1899, январь, с. 5-37.
  • Рункевич  С.Г.  "Александро-Невская  Лавра  (1713-1913).  Посвящается  памяти митр. Палладия (Раева) с портретом". СПБ, 1913, с. 940-949.
  • Лет. Е.А., с. 372. 
  • Пб. Нкр.Ю т. III, с. 351.
  • "Десятилетие  на  кафедре  СПБ  митрополита  Преосвящ.  Палладия  Русской Церкви". СПБ, 1909.
  • Булгаков, с. 1397, 1399, 1401, 1411, 1412, 1414. Толстой, с. 50/394.
  • БЭС т. I, стб. 542, 686, т. II, стб. 1140, 1749-1750, 1974, 2108, 2145.
  • БЭЛ т. III, стб. 716-717, т. VII, стб. 722. БЭЮ т. XIV, стб. 630.
  • НЭС 1906, доп. т. II, с. 371.
  • J.W. Cunningham, A Vanquished Hope 56.

 

Должности и места служения

преподаватель

Семинария Нижегородская духовная 

1852 г. 19 век   —  19 век

инспектор

Семинария Санкт-Петербургская духовная 

28.08. 1863 г. 19 век   —  1864 г. 19 век

ректор

Семинария Санкт-Петербургская духовная 

2.12. 1864 г. 19 век   — 1866 г. 19 век

Вологодская епархия

15/27.07. 1869 г. 19 век   — 13/25.06. 1873 г. 19 век

Казанская епархия

1882 г. 19 век   —  1887 г. 19 век

Санкт-Петербургская епархия 

18/30.10. 1892 г. 19 век   —  05/17.12. 1898 г. 19 век

 

член Св. Синода

Синод Святейший Правительствующий 

19 век   — 5.12. 1898 г. 19 век

 

Благотворительный фонд «Русское  Православие» © 1996–2020

URL:// http://ortho-rus.tk/articles/arhierei-1852.html (дата обращения 20200820)