Лушин Александр Николаевич. Памяти протоиерея Сергия Вейсова // Журнал "Нижегородская старина" №8, 2004

При внимательном рассмотрении истории Нижегородской епархии Русской Православной Церкви мы нередко наталкиваемся на удивительные события и встречаем имена священнослужителей, которые были скромными пастырями, но заслужили искреннюю любовь большого количества верующих. Таковым является и протоиерей Сергий Константинович Вейсов.

 1 20200922 1098178213Он родился 1 октября 1870 года в семье священника Константина Алексеевича Вейсова, служившего в храме Нерукотворного образа Спаса села Серакуши Ардатовского уезда. Домашнее воспитание в раннем детстве получил от мамы Олимпиады Ивановны в родительском доме. Священнический род Вейсовых в пределах Нижегородской земли по документам известен со второй половины XVIII века, когда иерей Фома благословил сыновей на пастырское служение, и уже потомки последних дали мощную поросль не только священников и диаконов, но и чиновников по статской линии: уездных казначеев и почтмейстеров, инженеров, учителей и даже столоначальника полицейского управления Нижнего Новгорода.

Мечтал стать учителем и юный Сергей, который после окончания Ардатовского уездного училища держал экзамен на звание преподавателя народных школ, получил желанное свидетельство и назначение на должность помощника учителя Троицкого училища Васильского уезда. Через два года старательный молодой человек был аттестован на должность учителя. Все мысли были подчинены педагогической карьере.

И тут произошла в доме близких друзей отца встреча с дочерью хозяина дома священника Иоанна Михайловича Цветаева 17-летней милой и скромной Оленькой. В марте 1894 года Сергей Константинович делает предложение юной выпускнице Епархиального женского училища и сразу после свадьбы рукополагается в диаконы, получив назначение в церковь села Толба Сергачского уезда. Здесь и родилась 25 марта 1895 года доченька Машенька.

В конце сентября того же года о. Сергий был вызван в Нижний Новгород и в кафедральном соборе рукоположен епископом Владимиром во священника. Владыка учел наличие у новопостав-лениого иерея педагогических навыков и определил его в церковь-школу с. Соломат Новинского прихода Балахнинского уезда. Вскоре учебное заведение стало образцовым в епархии и в декабре 1895 года было реорганизовано в церковно-приходскую школу, а о. Сергий был назначен ее заведующим с исполнением должности законоучителя. Его старательные труды на церковно-педагогическом поприще в Балахнинском уезде были удостоены архиерейского благословения, а светская власть наградила молодого священника серебряной медалью в память царствования императора Александра III и темно-бронзовой медалью за труды по I Всеобщей переписи населения 1897 года.

Протоиерей Сергий Вейсов в кругу семьи. 1912 г.

Епархиальное начальство не замедлило продвижение одаренного церковного педагога по служебной лестнице: с повышением он неоднократно назначался на должности законоучителя крупных народных училищ. В 1904 году, удостоенный за ревностное священнослужение набедренником и скуфьей, о. Сергий был определен настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Мартова Горбатовского уезда, а оттуда перемещен по ходатайству тестя перед Владыкой Иоакимом настоятелем церкви с. Щедровка Арзамасского уезда, куда каждое лето съезжались многочисленные юные родственники и родственницы на отдых.Семьи Вейсовых и Цветаевых

У иерея Сергия был дар писать и произносить проповеди, над содержанием которых он трудился многими часами, составляя различные варианты. Несколько его проповедей с удовольствием слушал епископ Иоаким, который вознамерился перевести сельского батюшку в один из нижегородских храмов, пригласил его в свою канцелярию и в задушевной беседе сделал лестное предложение. К его удивлению и огорчению о. Сергий почтительно ответил благодарностью за внимание к его скромному пастырскому служению и отказом, мотивируя это стремлением избежать городской суеты.

Владыка согласился с последним доводом и переместил священника в Макарьевский женский монастырь на волжском просторном берегу. Следует отметить, что решение епископа батюшка принял как весьма высокую честь и неустанно благодарил его в каждодневных молитвах.

В древней обители он встретил начало I Мировой войны: совершил молебен за победу русского православного воинства и призвал монахинь к сбору пожертвований и одежды, к заготовке холстов и сухарей на нужды российской армии. За два года пребывания в монастыре о. Сергий снискал любовь и уважение жителей уездного города, но в июле 1915 года он был переведен настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Строгановской) в Нижнем Новгороде, в которой прослужил до июля 1934 года. За это нелегкое время батюшка был отмечен протоиерейством, удостоен камилавки, наперсного золотого креста и палицы. Эти же годы отмечены колоссальным умственным и духовным трудом: о. Сергий создал тогда свои лучшие проповеди, готовиться к которым продолжал с большим старанием, о чем свидетельствуют сохранившиеся черновые варианты.

В 1918 году большевистская власть прекратила выдачу средств на приобретение дров для отапливания храма, и батюшка на собственные деньги стал через торговцев соседнего Нижнего базара покупать древесные отходы. Осенью того же года были арестованы и убиты большевиками некоторые родные и знакомые. Приготовился к аресту и о. Сергий, каждый день приходивший в церковь с саквояжем, содержащим теплое белье, сухари и духовные сочинения. В ноябре этого же года ему пришлось исповедовать сотрудника губернской ЧК, который был в жутко подавленном моральном состоянии от свершавшихся там мерзостей и жестокостей и хотел покончить жизнь самоубийством. Но теплившаяся еще в его душе христианская вера удержала от отчаянного поступка и привела на исповедь. В жизни священника не было труднее той исповеди: душевная боль от услышанного потрясла о. Сергия и даже уложила на несколько дней в постель.

В 1920-1930-е годы протоиерей Сергий продолжал служение Богу, предостерегал прихожан от опасностей неверия, успокаивал тех, у кого арестовали родных и близких. Видимо, Господь, и Божия Матерь не допустили кощунственного насилия над священником со строны ОГПУ НКВД, хотя один из городских тогдашних «властелинов тьмы» в раздражении назвал о. Сергия «неудобным попом» из-за его проповедей и некоторых откровенных высказываний по поводу репрессивной политики в отношении верующих и духовенства.

Братья протоиереи — Сергий, Феодор и Василий Вейсовы. 1936 г.В 1934 году батюшка по благословению Владыки Евгения (Зернова) совершил главное дело своей жизни, как он полагал и объяснял своим родным. Уникальную Рождественскую (Строгановскую) церковь коммунисты приговорили к уничтожению. Собрав исторические документы и фотографии, о. Сергий обошел различные партийно-советские инстанции, прочел не одну лекцию в начальнических кабинетах о культурной значимости Строгановского барокко, наконец, произнес перед кем-то из крупных советских «товарищей» убедительную речь и отстоял храм, который стал городским музеем истории религии и атеизма. Гражданин Сергей Константинович Вейсов был назначен временно исполняющим обязанности директора музея, а сторожем — иеромонах Спиридон. Спустя некоторое время по решению власти семья священника была выселена из церковного дома, находящегося сразу за храмом, и переселилась непосредственно в церковь.

Естественно, что богослужения были запрещены, но прихожане еще долгое время приходили в храм, помогали батюшке убираться, мыли полы. Всё чаще стали появляться экскурсанты-интеллигенты, красноармейцы, реже — студенты и школьники. Держать на государственной должности священника власть по идеологическим соображениям, конечно, не могла, и в том же 1934 году Владыка Евгений определил его на служение в Казанскую церковь, а в начале 1941 года он был переведен в Троицкий храм в с. Высокове, который и явился последним местом его пастырства.

Милостью Божией суждено было свершиться в конце жизненного пути протоиерея Сергия истинному чуду. В 1944 году тяжело заболела брюшным тифом его любимая внучка Лялечка, и врачи не были уверены в благоприятном исходе болезни, поскольку уже долгое время она металась в бреду на койке тифозного барака.

В это время о. Сергий заболевает серьезной лёгочной хворью. И вот, помолившись, он заявляет родным, что отправляется в инфекционную больницу, чтобы перехватить лялечкину смерть.

Окна больничных палат, где находились дед и внучка, были напротив, и Ляля на костылях часто стояла у окна, смотря на улицу и не догадываясь, что невдалеке дедушка неустанно молит Бога о ее спасении. Он умер в тот день, когда Лялю выписали из больницы. Более того, на той же самой телеге, на которой ее, ослабевшую от опасного недуга, привезли к дому, через день в последний путь к Троицкому храму отправился о. Сергий.

Могила его находится рядом с церковью. Ее посещают не только родственники батюшки, но и весьма преклонного возраста люди, которые еще хорошо помнят, как умилялись до слез на страстных проповедях священника, которым он был духовником, обладавшим высоким благочестием, которые сохраняют в памяти его неустанные молитвы о даровании русским воинам победы над германским фашизмом и о счастливом возвращении к своим родным и близким.

 

Александр ЛУШИН,

православный публицист

 

Публикуется по: