Круговая оборона любви. Иерей Владимир Самоваров о реабилитации людей с зависимостью // Сайт Нижегородской епархии (14 февраля 2006)

Наркомания и алкоголизм – беды, которые пришли во многие семьи. Почти у каждого есть знакомые, которые страдают алкогольной или наркотической зависимостью. На наших глазах ломаются судьбы, рушатся жизни, и льются бесконечные слезы матерей, потерявших всякую надежду на спасение своих заблудших чад.

Мой знакомый Алексей на протяжении многих лет, как ни старается, не может избавиться от недуга пьянства. Когда он пускается в очереднойikona BM Neup Chasha запой, на него больно смотреть. В нем становится трудно узнать прежнего светлого, горящего любовью к Богу человека, клятвенно обещавшего, что навсегда бросит пить. В таком состоянии он напоминает обезумевшего затравленного зверька, который пытается укрыться от ужасных преследователей. И каждый раз я чувствую, что ничем не могу ему помочь. Просто стою в стороне и тихо про себя плачу. А человек тем временем погибает.

В наши дни открываются клиники, реабилитационные центры, которые гарантируют, что окончательно вернут людей к осмысленной и трезвой жизни, навсегда извергнут их из наркотического ада. Больные, проходящие курс реабилитации действительно на какое-то время излечиваются. Но проходит время, и они возвращаются к своей пагубной привычке, причем с еще большей страстью. Одному Богу известно, чем могут закончиться их очередные срывы…

На днях я узнала, что в Нижегородской областной наркологической больнице с людьми, страдающими зависимостью от алкоголя и наркотиков, ежедневно проводит работу православный священник. А те, кто проходит здесь 40-дневный курс лечения, имеют возможность помолиться, исповедоваться и причаститься, не выходя из стен больницы. Мне не терпелось сообщить своему знакомому радостную новость. Но сначала надо сходить в больницу самой, встретиться со священником.

Р. б. Анна, 27 лет:
– Я уже 12 лет сижу на наркотиках. Неоднократно лечилась, но все бесполезно. Я поняла, что без помощи Бога мне никогда не исцелиться. В больнице я нахожусь две недели. Вместе с девчонками из палаты хожу на молебны, на прошлой неделе исповедовалась, в это воскресенье собираюсь причаститься. Очень надеюсь, что Господь мне поможет, управит мою жизнь.

И вот я поднимаюсь по узкой лестнице на четвертый этаж второго корпуса больницы. В дверях пятого отделения меня встречает женщина в белом халате, дает бахилы и указывает на нужную мне дверь. Читаю вывеску: «Храм во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Вхожу в светлую, окрашенную в нежные голубые тона комнату. Здесь уютно и чисто, как дома. Суета из сердца уходит, и на душу ложится какое-то неземное спокойствие и тепло, сродни теплу преображенной человеческой души. Сколько их очистилось здесь покаянной молитвой и плачем?

01– Здесь слезы льют очень много, да и грехи исповедуются очень серьезные, – словно угадав мою мысль, говорит подошедший ко мне священник. Это отец Владимир Самоваров, духовный наставник больничного прихода. Он рассказал мне, что больничный храм открылся 1 января 2006 года, когда в день памяти мученика Вонифатия была совершена первая Божественная литургия. Но приход сложился намного раньше. С ноября 2003 года в стенах больницы работала молельная комната. Комната открылась по неоднократным просьбам главного врача больницы Андрея Федорова и матерей из общественной организации «Родители против наркотиков». С благословения епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия отец Владимир начал окормлять больных.

– На молебны стали приходить в основном люди, которые действительно желают исцелиться, изменить свою жизнь. Те, кто не хочет допустить своего полного падения, кто рвется к жизни и осознает, что дальше – пропасть. Я долгое время за такими людьми наблюдаю, беседую с ними. В итоге многие из них становятся моими духовными чадами, – продолжает батюшка.

Из пациентов стационара и их родственников постепенно сформировалась группа трезвости. Именно так батюшка именует свою любимую общину. Работу с прихожанами отец Владимир строит на основе церковных традиций, которые существовали в России в прошлом. Это так называемые общества трезвости, которые до революции были практически при каждом православном приходе.

– Идея общества трезвости – пастырская работа со всей семьей, – поясняет отец Владимир. Такая форма духовного окормления особенно удобна, когда кто-нибудь из членов семьи страдает серьезными греховными недугами, такими, как пьянство и наркомания. Когда грех поражает того или иного человека, это становится проблемой всей семьи. И решается она, в первую очередь, в семье. Семья – крепость, которая должна взять на себя круговую оборону.

Отделять больного человека от семьи, оставлять его только на попечение медиков, по мнению священника, неправильно, так как их заболевание имеет тесную связь с грехом, духовной страстью.
– Я никогда не забуду один показательный случай, – продолжил священник. Однажды у меня исповедовался молодой человек, наркоман, следом – его мама, потом папа, а затем и бабушка с дедушкой. Живя в такой семье, я более чем уверен, этот юноша больше никогда не будет колоться.
Работая с людьми, попавшими в зависимость от алкоголя и наркотиков, важно учитывать одну психологическую особенность. Таких больных преследует острое, болезненное чувство одиночества, захватывающее их настолько, что когда они не видят рядом с собой человеческой опоры, то снова пытаются заглушить его очередным уколом или рюмкой водки.

– Такой человек должен всегда чувствовать, что он не одинок, что есть люди, которые за него молятся, которые всегда готовы его поддержать и духовно, и материально, – рассказывает отец Владимир.

Р. б. Татьяна, учитель:
– Я молюсь за наших детей: и за тех, кто пьет, и за тех, кто еще не знает спиртного, чтоб Господь отвел их от этого пагубного пути. Я очень благодарна владыке Георгию за то, что он благословил это святое дело. Надо, чтоб как можно больше открывалось при больницах церквей. Этим спасутся наши дети: не пустыми словами, не таблетками, а только молитвой.
Я здесь молюсь с 1 января, и если Бог даст, буду сюда приходить.

Общество трезвости, по мнению батюшки, и есть те люди, к которым можно в любое время обратиться и рассчитывать на поддержку.

– Любовь, которую люди здесь видят, проникает в их сердце, и они в дальнейшем приобретают ту опору, на которой простоят всю жизнь.

…В храме уже начал собираться народ. Среди них много женщин. Это матери, которые непрестанно молятся за своих погибающих чад.

Люди подходят к столику, пишут именные записки, берут свечи, крестики, иконы. Кто хочет, кладет жертву в ящик. А ведь храм на эти пожертвования и существует. Разве это не чудо?!

Запели «Царю Небесный»… Евангелие, ектенья о здравии, и, наконец, молитва Богородице, Небесной Заступнице за нас, немощных в своих тяжких недугах. Женщины опустились на колени. Как страдают они, с какой силой молятся…

– Люди здесь молятся тихо, вникая в каждое слово, – пояснил мне после молебна отец Владимир. – У меня ощущение, что даже дышать боятся. Глядя на этих людей, я вспоминаю слова Господа: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит»(Лук.7:47).

Я поняла, что именно сюда надо идти за помощью моему знакомому, не идти, а бежать! Здесь царит жертвенная любовь, именно в ней Алексей и обретет свое спасение.

Марина Курганова

Справка:
Адрес Нижегородской областной наркологической больницы: ул. Дьяконова, д. 39.
Расписание служб в храме иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»:
Пн. 14.00 – молебен святому мученику Вонифатию
Вт. 18.00 – молебен иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Собрание общества трезвости
Ср. 14.00 – молебен иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Пт. 14.00 – благодарственный молебен с водосвятием
Вс. 9.00 – Божественная литургия

 

Сайт Нижегородской митрополии // https://nne.ru/krugovaia-oborona-liubvi/ (дата обращения 20210825)