К 20-летию возрождения Нижегородской духовной семинарии

Юбилей. К нему готовят поздравления, вспоминают биографию или историю, размышляют о настоящем и будущем. Рассказывая же о юбилее учебного заведения, нельзя не сказать о преподавателях, тем более если речь идет о школе духовной. В год 20-летия со времени возрождения Нижегородской семинарии мы ведем речь о них — мудрых наставниках, духовных учителях.

Первый ректор

mitropolit kirill pokrovskiyВ девяностые годы среди жителей Нижнего Новгорода пользовались популярностью передачи областного телевидения с участием архимандрита Кирилла (Покровского) и доктора философских наук профессора Льва Шапошникова. Это были программы-проповеди: таким образом первый ректор Нижегородской духовной семинарии и ее преподаватель знакомили общество, в большей мере атеистическое, с православием. Храмы еще только начинали возрождаться, как и некогда известная на всю Россию духовная школа. Множество забот легло на плечи отца Кирилла, ставшего ныне митрополитом Ставропольским и Невинномысским, а двадцать лет назад — настоятеля Благовещенского монастыря, на территории которого поначалу разместилось духовное училище, через два года переформированное в семинарию.

— Он на глазах у нас седел, — вспоминает преподаватель семинарии Людмила Клименко. — Жили тогда тяжело. Помню, сидит в учительской, я спрашиваю: «Что пригорюнились, отец Кирилл?» — «Как не горевать? Февраль-месяц, а картошку съели, капусту съели, свеклу съели. Чем ребят кормить — не знаю…» Он тогда поехал в сельскую местность, где его родители жили, обратился к председателю колхоза. Вернулся радостный: пропитание студентам привез. Он очень любил ребят, был беззаветно предан семинарии.

Алексей Владимирович Дьяконов, преподаватель духовной школы, сам же ее выпускник, вспоминает об отце Кирилле как о настоящем отце, который ограждал своих чад-семинаристов от суровой реальности лихих девяностых.

— Это он был «на передовой» — в тесном общении с внешним миром, — говорит Алексей Дьяконов. — И его забота позволяла нам оставаться искренними, пусть даже и наивными, призывала расти духовно. При этом мы много трудились. Работали и на коровнике (у семинарии было подсобное хозяйство). Хотя определенное соприкосновение с жестокой действительностью было. Мы охраняли, например, Благовещенский собор монастыря. В то время угроза захвата его какой-либо бандитской группировкой была вполне реальной… Семинаристы были общиной, делили радости и тревоги. А во главе этой общины стоял отец Кирилл.

Благословение святого Иоанна Кронштадтского

Николай Ильич Бараблин вел уроки истово. Ярко, эмоционально. Так было в школе, где он преподавал историю, так было и в духовной семинарии: здесь он учил истории Русской Православной Церкви.

Студенты относились к пожилому человеку (Николай Ильич начал преподавать в семинарии в 81 год) с симпатией. Эмоциональность иногда даже казалась им чрезмерной, но они и не подозревали, что многое из того, о чем рассказывает Николай Ильич, не просто прочитано в книгах, а пережито.

Он родился в Кронштадте в многодетной православной семье. С детства ходил в Андреевский собор, где служил когда-то святой праведный Иоанн Кронштадтский.

После семнадцатого года Николай Бараблин пережил гонения и притеснения, расстрел брата-священика в 1937 году. Сам Николай Ильич был выслан за 101 километр от крупных городов, его не брали на работу, семья бедствовала. Чтобы в Горьком получить место учителя в школе рабочей молодежи, пришлось писать лично Маленкову. Но это было позже. А еще до войны ему довелось встретиться с епископом Алексием (Симанским), будущим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Какое-то время Николай даже был у него старшим иподиаконом.

На фронт Николай Бараблин отправился добровольцем и дошел до Берлина. Четыре ордена получил на дорогах Великой Отечественной. В школе №148 города Горького он создал замечательный музей боевой славы. И в духовной семинарии любимым детищем Николая Ильича стал церковно-исторический музей. В 85 лет неутомимый труженик принял сан диакона и до конца земного своего пути спешил учить, служить и проповедовать.

— Он как-то рассказал об одном случае, — вспоминает Людмила Павловна Клименко, — как мне кажется, очень важном для него. Однажды ребенком, будучи в Андреевском соборе Кронштадта, Николай Ильич надел хранившуюся там митру святого праведного Иоанна. И это стало благословением, которое он, малыш, сам тогда стяжал и которое всегда его защищало. Всю жизнь он его чувствовал.

Вера и филология

Их было всего несколько человек — первых преподавателей возрождаемого Нижегородского духовного училища. С некоторым страхом, с душевным трепетом приняла Людмила Павловна Клименко предложение владыки Николая, тогдашнего нижегородского архиерея, учить детей (так до сих пор называет она семинаристов) церковнославянскому языку.

Клименко Л— Все мы преподавали в единственной аудитории — небольшой комнате в здании бывшего леспромхоза, — вспоминает Людмила Павловна. — Тут же была библиотека и маленькая комнатка отца Кирилла. Ночью он здесь молился и отдыхал, а днем это была учительская. Жили в тот период трудно, буквально выживали. Но зато какими были наши первые ученики! Вхожу в аудиторию — они молятся. Такая вера была, такое стремление к духовному совершенствованию!

Людмила Павловна Клименко, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой филологии Нижегородской духовной семинарии, и по сей день чувствует духовное родство с этими «детьми», с коллегами. С самого детства она была верующей, и жизни вне церкви себе не представляла. Не мыслит себя Людмила Павловна и без любимой науки — филологии.

— Язык и вера — вот два центра, против которых сейчас направлены все извращения в социальной жизни, — уверена она. — Потому что это основа существования нашего народа.

В советское время все скорби, выпавшие на долю верующих людей, она переносила смиренно. Молилась. И всегда обращалась за благословением и наставлением к митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Николаю. Он поддерживал своих духовных детей. Владыка Николай стал наставником для многих нижегородских ученых. Когда же гонения на Церковь прекратились, лучшие светские преподаватели пришли во вновь созданную духовную школу.

— В первые годы мне казалось, что организация этого учебного заведения — чистая авантюра, — вспоминает Людмила Павловна. — Все церковное в руинах, храмы стоят заброшенные, денег нет… Мы же работали за символическую плату. Помню, брошюра тоненькая в церковной лавке стоила тридцать пять рублей, а мы получали двадцать пять. И те отказывались брать, но отец Кирилл настаивал. Поэтому мы и сохранили свои прежние работы.

В семинарии всегда трудились замечательные люди, ученые-профессионалы. К примеру, профессор Владимир Михайлович Строгецкий. Первым руководителем хора была Ирина Федоровна Муратова, потом ее сменила Наталья Евгеньевна
Мякинина, чудесный историк у нас был — Николай Ильич Бараблин. Сейчас здесь трудятся и выпускники московских духовных школ. Наш теперешний первый проректор отец Александр Мякинин в свое время такую дипломную работу написал, что ее зачли как кандидатскую диссертацию.

Сорок лет проработала в ННГУ имени Лобачевского Людмила Павловна Клименко. Два десятка из них параллельно преподавала в семинарии. И сейчас в какой храм Нижнего ни зайдет — везде ее ученики.

— Семнадцать лет прошло с того первого выпуска, — улыбается профессор Клименко, — тогда это были дети, а теперь — бородачи с крестами. Один бежит: «Матушка, здравствуйте!.. Вы что, меня не узнали?» А мне совестно, говорю: «А ну улыбнись. Так ты же у меня вот кто!» И батюшки, которых когда-то учила церковнославянскому языку, улыбаются, просфору несут… Это ли не радость?

Сокровище на небеси

 3 20200811 1389214907Как человек приходит к Богу? У каждого свой путь. Дорога к храму для Виктора Алексеевича Портянникова пролегла через страдания. Узнав, что он неизлечимо болен, декан факультета немецкого языка, заведующий кафедрой немецкой филологии, отличник народного просвещения РСФСР и СССР, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации начал переосмысливать свою жизнь и открывать для себя благодатный мир Православной Церкви.

В 1997 году он стал преподавателем немецкого языка и риторики в Нижегородской духовной семинарии. Семь лет потрудился на этой ниве.

Многих, знавших Виктора Алексеевича Портянникова в те годы, удивляло, как естественно и просто он стал церковным человеком. Будто был им с самого детства. Он ревностно трудился, читал духовную литературу, ходил в храм, исповедовался и причащался Святых Христовых Таин. Он понял, что нужно, не теряя времени, «собирать себе сокровище на небеси». И спешил делать добро, многим успел помочь.

Свой вклад Виктор Алексеевич внес и в церковную науку. Им был составлен и издан «Немецко-русский и русско-немецкий словарь христианской лексики». Подготовленными им пособиями еще долгие годы будут пользоваться студенты духовной школы.

В Церкви Христовой он нашел смысл своей жизни, и обретенной радости уже никто не мог отнять у него. Виктор Алексеевич пребывал в строю до самого конца. Последнее занятие со студентами он провел за пять дней до смерти.

Надежда Муравьева

Материал сайта Нижегородской митрополии. Публикуется по сайту Православные новости // URL: http://www.prav-news.ru/nnovgorod/?id=70034 (дата обращения 2020.08.07)