Фирсов Сергей. Судьба русского левита. Памяти митрополита Палладия (Раева)

 5 20200820 1828560769

Последний Петербургский архипастырь XIX столетия митрополит Палладий (Раев) родился 180 лет назад - 20 июня /12 июля 1827 г. Его отец, священник Иоанн Писарев, служил в селе Ивановское Арзамасского уезда Нижегородской епархии, был небогатым и, как водится, многодетным.

Дети духовенства в то время обычно шли по стопам отцов, не имея возможности (а часто и желания) покидать церковный мир, хорошо знакомый им с детства. Юный Павел Писарев тоже к 1848 г. окончил Нижегородское Духовное училище и семинарию.Последний Петербургский архипастырь XIX столетия митрополит Палладий (Раев) родился 180 лет назад - 20 июня /12 июля 1827 г. Его отец, священник Иоанн Писарев, служил в селе Ивановское Арзамасского уезда Нижегородской епархии, был небогатым и, как водится, многодетным.

В училище преподавателем был его старший брат - иеромонах Поликарп, записанный при поступлении под фамилией Раев. Эту же фамилию присвоили и Павлу. Перемена фамилии в те времена не была редкостью. Кто знает, что повлияло на выбор брата будущего митрополита, но в начале 1840-х годов для сыновей священника Иоанна Писарева фамилия Раев стала родовой.

В 1852 г. Павел закончил Казанскую Духовную академию и начал служить преподавателем логики и психологии Нижегородской Духовной семинарии. Спустя четыре года женился на дочери нижегородского кафедрального протоиерея, 15 августа 1856 г. принял сан. У него родилось двое детей. Казалось, жизнь наладилась и вошла в нормальное русло.

Все изменилось в 1860 г., после смерти жены. 33-летний вдовец оказался перед выбором: продолжать ли жизнь белого священника или согласиться на предложение духовного начальства принять постриг?

Он выбрал последнее и 15 января 1861 г. стал иеромонахом Палладием. Уже в марте о. Палладий - инспектор семинарии, а 18 февраля 1862 г. - архимандрит. Его замечают, оценивают и переводят в столицу.

В Петербурге о. Палладий становится ректором семинарии, его назначают помощником главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях, членом конференции Духовной академии. В императорской России XIX века подобные быстрые перемещения были ясным свидетельством скорой епископской хиротонии, которая и была проведена в 1866 г.

Так владыка стал первым викарием митрополита Исидора (Никольского), епископом Ладожским. 67-летний владыка Исидор доверял своему молодому помощнику, взвалив на его плечи все «технические» вопросы епархиального устройства.

Сегодня трудно сказать, насколько успешно справлялся епископ со своими поручениями, но очевидно, что оценивали его вполне положительно. Уже в 1869 г. он получает самостоятельную Вологодскую кафедру, в 1873 г. перемещается в Тамбов, через три года - в Рязань. Столь частые переводы - печальная традиция Синодальной эпохи.

По этим переводам можно было судить, насколько успешно протекает архиерейское служение владыки.

Северные кафедры считались, выражаясь современным языком, «не престижными», а кафедры центральной и южной России - наоборот.

Исходя из этого можно сказать, что владыка Палладий воспринимался Св. Синодом как «перспективный» архиерей.

В апреле 1881 г. владыка Палладий получает сан архиепископа, в следующем году занимает почетную Казанскую кафедру. Безусловным знаком благоволения к нему был и перевод в 1887 г. на Кавказ, Экзархом Грузии: эта кафедра считалась самой престижной после трех митрополичьих (Санкт-Петербургской, Московской и Киевской).

В то время он был активен и энергичен: обустраивал приходскую жизнь, занимался миссионерской деятельностью, издавал церковные журналы. В 1892 г. владыка Палладий получил бриллиантовые знаки ордена св. Александра Невского - одну из высших наград империи. В том же году скончался митрополит Исидор. И именно Палладий стал первым иерархом столицы с титулом Санкт-Петербургский и Ладожский. В Петербурге владыка прожил последние шесть лет жизни (скончался 5 декабря 1898 г.).

Деятельность митрополита Палладия в Петербурге современники оценивали весьма неоднозначно. Чем дальше, тем больше они подмечали его странности. Так, директор библиотеки и архива Св. Синода А.Н. Львов записал в дневнике за 1897 г., что «про Палладия всюду распущены слухи, что он невменяем, особенно с полудня».

Но Львов указывает, что поведение владыки скорее надо считать сумасбродством, чем невменяемостью. Такое архиерейское «сумасбродство» по отношению к подчиненным отмечали тогда многие.В этом владыка Палладий не был исключением, скорее его можно назвать типичным, «классическим» архиереем Синодального периода.

Действительно, его жизнь удивительно «синодальна»: архиерей, за свою жизнь сменивший семь кафедр и начавший свое восхождение к епископству в качестве «ученого монаха»; белый священник, после смерти жены принявший постриг, но не отказавшийся от воспитания своих детей; церковный администратор, после достижения вершин власти не слишком утруждавший себя активной деятельностью в Св. Синоде…

Он вобрал в себя все достоинства и недостатки того сословия, к которому принадлежал. Но он стремился, как мог, нести слово христианской истины. А это, пожалуй, самое главное.

Текст: Сергей Фирсов д.и.н; профессор СПбГУ.
На фото: портрет из Портретного зала С-Пб епархиального управления

Журнал Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник / № 7, 2007 год

URL:// http://old.aquaviva.tmweb.ru/archive/2007/7/163.html (дата обращения 20200820)