Алтарник храма Всех Святых Вадим Никифоров вспоминает о протоиерее Германе Здорове // Сайт "Православный Саров (1 марта 2014)

28 февраля исполняется 3 года с того дня, как отошел ко Господу протоиерей Герман Здоров. Память о нем жива в наших сердцах. Рассказывает алтарник храма Всех Святых Вадим Никифоров, который был его духовным чадом.

27На пути к вере

– После окончания ГПТУ, мне тогда было 19 лет, я страдал от того, что в миру называется сглазом. Врачи не могли мне помочь. Дошло до того, что я лежал дома при смерти, весь высох, и не знал, куда обратиться и на что надеяться. Тогда у нас только недавно открылся храм, но я был далек от веры, ничего не знал. Мы совершили большую ошибку, обратившись к бабке-целительнице. Родители погрузили меня на сани, так как я сам уже не мог ходить, и повезли к ней, на ул. Димитрова. Бабушка велела мне встать. Я почувствовал власть в ее голосе и поднялся, сам удивляясь этому. Она поставила меня на ноги и начала проводить надо мной сеансы. Но болезнь продолжала мучить. А потом я и к ней не смог ходить, сидел дома в полном отчаянии.

Мать для меня купила в Дивееве первую маленькую икону Серафима Саровского, молящегося на камне. Я вручную сделал для нее киотик – багет. Молиться не умел, но каждый день обращался к святому своими словами: «Батюшка Серафим, если ты слышишь, помоги». Наступила Пасха. Я включил телевизор, чтобы увидеть праздничное богослужение, и у меня неожиданно сами собой полились слезы. После этого случая у меня появилось немного сил, и я стал выходить из дому. Отходил все дальше и однажды дошел до храма. Несколько месяцев я заходил туда и обращался к святым на иконах. Сергий Радонежский, Серафим Саровский, вмч. и целитель Пантелеимон – молитвы им я уже знал наизусть.

Однажды ко мне подошла наша первая церковница, Мария Ульянова: «Я вижу, ты приходишь каждый день, наверное, не работаешь. Сможешь помогать в храме?» И я около года ходил помогать, это были 1995-1996 годы. Видимо, о. Герман тогда меня заметил. Внешне это произошло так…

Батюшка совершал заочное отпевание, было жарко, и он попросил меня открыть окно. После службы спросил, как меня зовут, и пригласил на трапезу. Так началось наше общение. Вскоре я попал к нему на первую исповедь. А после того, как ушел первый алтарник Алексей Чернышов, и некому было алтарничать, о. Герман попросил об этом меня. Позже я стал при храме работать столяром.

При храме – спасение

Батюшка объяснил, почему после визита к целительнице сначала мне стало лучше: «Это бес пытался заработать авторитет, показать, что она якобы творит чудеса, а на самом деле – она приставила к тебе еще большего падшего ангела». Батюшка научил меня, как с этим бороться: «Регулярно исповедуйся и причащайся, исполняй заповеди Божии – одним словом, живи христианской жизнью, чтобы иметь силу на духа нечистого. А если будешь грешить, то он возьмет над тобой силу». В течение тех лет, что мы были знакомы с батюшкой, я старался выполнять его наставления. Хотя моя проблема до конца не ушла, но я теперь знаю, что надо делать. А когда мне было совсем плохо, я шел к о. Герману, и он всегда принимал меня как родное сердце. Прижмет к груди, погладит по голове, успокоит, подаст совет, и я уходил от него другим человеком. Батюшка был для меня больше, чем родной отец. Ведь если бы не он, меня бы уже давно закопали в землю. И если он просил меня о личной помощи – на огороде, в доме или по хозяйству, – я не отказывал, ведь его доверие было для меня дороже всего. И он тоже ко мне прилепился душой, всегда брал с собой на освящения и другие требы.

Я работаю в храме уже почти двадцать лет, и за это время не раз было искушение уйти, найти другую работу, но о. Герман всегда удерживал: «Вадик, оставайся при храме, тут спасение». И еще говорил: «Неважно, как ты здесь живешь, важно – как там будешь Богу давать ответ». Он находил слова, которые меня настраивали таким образом, и я оставался.

Незадолго до смерти у о. Германа было предчувствие, что с ним случится что-то плохое. Конечно, тогда никто не думал, что он отойдет ко Господу в 41 год. Он вызвал меня в свой кабинет, который тогда находился в храме Всех Святых, исповедал, потом крепко пожал руку и сказал: «Вадик, дай обещание, что ты никуда не уйдешь из храма. Это, наверное, моя последняя просьба к тебе». Я ответил, что меня удерживает в храме только общение с ним, но он настоял, я дал обещание и… вскоре его нарушил. Ушел работать в Саровский монастырь, где пробыл пару месяцев. На самом деле, я искал легкого (в духовном плане) пути, думал уйти от каких-то трений и нестроений между людьми. А на службы приходил в храм Всех Святых. Батюшка был огорчен, что я не исполнил обещание.

Послушание духовнику

Господь учил меня понимать, что такое духовничество и послушание духовнику.

У о. Германа матушка Татиана была регентом, она записывала последование службы на листочке, а батюшка решил напечатать текст на компьютере. Они тогда еще мало у кого были, а моя родная сестра работала во ВНИИЭФ и имела доступ к технике. Батюшка попросил распечатать ровно три экземпляра. Сестра от усердия пыталась сделать больше, но не смогла, как ни билась. То одно, то другое выходило из строя. Кроме того, сестра работала в ночную смену, и ее замучила навязчивая мысль: «Я помогла Церкви и поэтому сейчас умру, меня найдут утром мертвой». А когда рассвело, страхования ушли.

Для меня это было знаком того, что нужно слушать священника. Как всегда говорил о. Герман: «Батюшка сказал – ты должен исполнить». На все возражения у него была такая присказка: «Если батюшка сказал, что крокодилы летают, значит, они летают». Конечно, такое послушание не распространялось на личное. Вступать или не вступать в брак? Идти в монастырь или оставаться в миру? Здесь он не считал себя вправе навязывать какое-то решение. Мог дать совет, но выбор человек должен был делать сам…

У меня в той или иной ситуации часто всплывают в памяти слова о. Германа, да так ярко, как будто это было вчера. Сейчас, например, вспомнил, как мне понравилась его проповедь о том, насколько у нас нет веры. Тогда читали Евангелие об исцелении кровоточивой женщины. Батюшка говорил, что эта женщина так поверила Христу, что подумала: прикоснусь к Нему и исцелюсь. Так и случилось. Тогда Господь сказал: «Кто ко Мне прикоснулся?» Он почувствовал, что из Него изошла сила. Апостолы спросили, как Господь чувствует силу, ведь вокруг толкается много народа? И о. Герман объяснил, что действительно, многие толпились вокруг Господа и прикасались к Нему, а исцелилась одна женщина. То же самое происходит на земле и сейчас. Мы в храме толпимся вокруг Христа, прикасаемся к Нему, но исцеляются единицы, потому что у нас нет такой веры…

О рассудительности

О. Герман был человек рассудительный. Одно время я очень увлекался чтением трудов о. Иоанна Кронштадтского, для меня это – образец священства, мой любимый святой. И я хотел претворить в жизнь то, чему он учил. Я спросил у о. Германа, можно ли мне пытаться исполнить то, что пишет о. Иоанн. Он отвечал: «То, что простое – да, а если это может в корне изменить твою жизнь, подходи ко мне, будем решать вместе».

Рассудительность о. Германа проявлялась и в отношении к современным ложным чудесам, на которые так падки некоторые православные. Он к этому относился просто, не спешил верить в чудо, а всегда старался найти естественное объяснение происходящему. Этим он и других уберегал от впадения в прелесть, которая, по учению святых отцов, есть неправильное понимание человеком своего состояния. Господь учит нас думать о себе, что мы – рабы неключимые, т. е. ни к чему не годные, а у человека о себе высокое мнение, он считает себя достойным видеть чудеса. Евангелие нам говорит, что все доброе в нас – от Отца Светов. Даже великий святой о. Иоанн Кронштадтский считал, что в нем нет ничего доброго, одно зло. И нам, тем более, не надо себе приписывать какие-то добрые качества, дела или мысли. Все – от Господа...

Я благодарен Богу за то, что о. Герман изначально вложил мне в голову правильные понятия. За эти годы я видел, сколько народа прошло через храм, но мало кто остался в нем. Конечно, пожилые прихожане уже умерли, но много молодых – ушли. Какие-то греховные страсти их побороли, и они отступились, сошли с узкого спасительного пути.

Доброта к людям

У о. Германа была доброта ко всем людям. Даже когда он очень уставал, всегда терпеливо отвечал на вопросы, никогда не был резок или груб. После службы ставил скамеечку на солее, садился и принимал людей с их проблемами, некоторым говорил: «Я к вам подъеду», записывал адреса… Помню, когда у него родился ребенок, то он, видимо, не спал всю ночь. Пришел в храм, и его, как обычно, сразу со всех сторон облепили прихожане и стали рвать на части. В таких случаях он умел не показать своего состояния, просил подождать, уходил в кабинет, там немного приходил в себя и, уже успокоившись, шел и разговаривал с людьми. Он умел с полуслова понять проблему, попасть «в десятку». Если человек был в чем-то не прав, но превозносился, батюшка вежливо и не обидно говорил об этом так, что совесть начинала обличать человека, и он умолкал.

О. Герман каким-то непостижимым образом улаживал отношения между людьми, каждого как будто видел насквозь. Когда он проходил мимо нашей мастерской, мельком взглянет, и уже видит, что в ней происходит, кто чем занимается. Я всегда удивлялся этому. Однажды батюшка вызвал меня и еще одного человека, долго и спокойно беседовал с нами о том, что есть в духовном плане ссоры и склоки, и как себя надо вести в храме. «Если вы люди верующие, то поймете мои слова, – сказал он в конце разговора, – а если нет, то я зря метал бисер перед свиньями». Мы поняли свою неправоту, и нам было очень стыдно. И не было такого случая, когда я бы мог сказать: «Ты, батюшка, не прав», потому-то моя душа чувствовала, что он говорит правду.

О. Герман всегда говорил о смирении. Кто бы как ни поступал, не смотреть ни на кого. Однажды после исповеди я спросил у батюшки, наложит ли он на меня епитимию. «Нет, – ответил он, – твоей епитимией будет – никого в храме не осуждать и ко всем по-доброму относиться».

36Зачем тебе старцы?

По словам о. Германа, всем, кто приходит в храм, Господь первое время дает радость и благодать «втуне», т. е. даром. Это нужно для того, чтобы показать правильное духовное направление. Человеку легко не осуждать, не злиться. Его оскорбляют, а он – молчит, и ему радостно. Потом Господь отнимает это состояние, и человек в течение всей остальной жизни должен трудиться, чтобы, может быть, когда-то заслужить его снова. О. Герман приводил пример прп. Серафима, который встречал людей словами: «Христос воскресе, радость моя!» Он говорил, что у батюшки Серафима было пасхальное состояние души, но он понес такие искушения и скорби, что мы бы их не выдержали ни дня. Когда я жаловался, как мне плохо, батюшка всегда утешал примерами из жизни святых отцов, показывающими, что бывают гораздо большие искушения, которых мы не знаем…

Вспоминается случай в начале моего прихода в Церковь. Однажды я прочитал покаянный канон, и после этого на душе стало мирно и радостно. Мне понравилось, и я начал читать его постоянно, без благословения духовника, при этом испытывал радость. Спустя время я добавил канон Пресвятой Богородице и канон Ангелу Хранителю. А через полгода у меня возникло очень тяжелое состояние равнодушия ко всему. Я стал, как камень, и нигде не мог найти покой душе. Однажды я готовился к исповеди и, сам не знаю почему, в конце написал о своем ежедневном правиле. О. Герман выслушал и сказал: «Вадик, ты взял монашеское правило и получил монашеское искушение. Если хочешь молиться, читай по одному канону или акафисту в день, а больше тебе не надо. Но и это – по желанию, а не как обязанность…»

Я все искал прозорливых старцев, которые помогли бы мне решить духовные проблемы и устроить жизнь. Подходил к о. Питириму и о. Феофану, но они не дали ответа на мой вопрос. Батюшка Герман говорил: «Вадик, зачем тебе старцы? Любой священник тебе скажет, как жить». Даже ругал меня за это. Но при этом советовал: «Читай духовные книги и, когда тебе будет нужно, Господь восстановит в памяти прочитанное». Так оно и бывает. И из слов батюшки, может быть, я запомнил то, что мне было необходимо. А для другого человека все это – пустой звук…

О страхе Божием

О. Герман учил: «Когда ты пришел в алтарь, старайся хранить страх Божий. Его легко потерять осуждением и самоволием. Даже если видишь – что-то неровно лежит, и тебе захотелось поправить, возьми благословение священника, и поправь, а самовольно ничего не делай». Когда человек теряет страх Божий, то он входит в алтарь, как к себе домой, не чувствуя, что это – Святая Святых.

Батюшка приводил такой пример человеческой черствости. Однажды архангел Гавриил принял человеческий образ и в виде диакона явился в храм на соборное богослужение. Настоятель благословил его облачаться и служить вместе со всеми. Шла литургия, Херувимская песнь, и в тот момент, когда священник возложил диакону на голову дискос с Телом Христовым, тот побелел как снег и затрясся. Священник спросил диакона: «Тебе плохо?» Тот ответил: «Нет. Просто здесь находится Сам Бог». После службы диакон исчез. Тогда священнослужители поняли, что среди них был ангел, который видел Бога. Во время каждой литургии Господь находится с нами рядом. А мы, говорил о. Герман, настолько черствые, что не чувствуем присутствия Бога среди нас.

Духовная нагрузка

В своей жизни мы встали на узкий путь. И чем дальше продвигаемся по нему, тем больше сужается тропа. Мне кажется, что Господь потихоньку накладывает на нас все больший духовный груз. Это нужно для нашей же тренировки, а иначе мы бы топтались на одном месте. Похожая ситуация в спорте. Если новичок придет в секцию тяжелой атлетики и попытается поднять штангу, то он сломается. Но постепенно он поднимает все больший вес. Но, о. Герман говорил, если, занимаясь спортом, ты надорвешься, то можешь восстановиться, а в духовном делании надо быть осторожней – можно и не восстановиться...

Если мы легко и радостно живем, молимся, ходим в храм, причащаемся и постоянно чувствуем радость, то тут нет духовной нагрузки. О. Герман считал, что это – неправильный путь, а на правильном пути мы всегда испытываем искушения и скорби. Это – не повод превозноситься и тщеславиться, а просто знак, что ты идешь в правильном направлении. А когда искушений нет, то ты живешь в угоду бесам. «Если ты, – говорил батюшка, – сделал доброе дело, то жди искушения от беса либо от человека. А если искушения нет, значит, ты не угодил Богу. Он не принял твое доброе дело».

За счет этих скорбей я и продолжаю оставаться при храме. Еще при о. Германе я попытался уйти работать на предприятие «Консар», там продержался два месяца. Работал с утра до вечера на шлифовальной машине как заведенный, без остановки. Ко мне подходили люди и говорили, чтобы я успокоился и отдохнул. Но для меня работа была отдушиной, чтобы заглушить духовный голод. Я приходил домой физически уставший, но с пустой душой, как будто прожил день зря.

Потом я вернулся работать в храм и вновь обрел душевный покой. Если в храме сделаешь даже самое маленькое и незначительное дело, то чувствуешь полноту жизни. О. Герман говорил, что когда мы оглянемся на прожитую жизнь, то поймем, что самые счастливые минуты – это те, которые мы провели в храме. Этого мы больше нигде не найдем. И еще: «Когда мы умрем, то увидим, что всю жизнь ходили кругами, и все наши «великие» дела – пустота. И человеческая похвала ничего не стоит, пока Сам Бог не оценит наши дела».

Об исцелениях

О. Герман рассказывал, что в храм приходила тяжелобольная женщина, которой не помогали лекарства. Она соборовалась, стала снова пить свои таблетки и исцелилась. Господь это сделал невидимым образом, под видом лекарств. Батюшка размышлял: «Почему теперь Господь не дает священникам дара исцелять людей? Потому что многие идут не ко Христу, а хотят исцелиться, чтобы дальше грешить. Они грешат, теряют здоровье, страдают от невозможности грешить и просят им помочь, потому что хотят жить прежней жизнью. Но Господь не дает». «Представь, – говорил, – что сейчас какой-нибудь священник исцелил человека. Сразу бы к храму выстроилась очередь, как в Мавзолей. И люди бы требовали чуда…»

Когда матушка болела, и у о. Германа была надежда, что она выздоровеет, он приходил в храм, открывал Царские врата и звал меня с собой почитать канон о болящей... Но все от Бога. Один старец говорил, что за одного человека он усердно молится, но Господь ему не помогает. А за другого – только попросит, как Господь все дает.

Один мой друг серьезно заболел и, по прогнозам врачей, должен был умереть. Но Господь чудом сохранил ему жизнь. Когда он лежал в реанимации, увидел всю свою напрасно прожитую жизнь, а впереди – церковь и, как будто кто-то показывает, что смысл жизни – именно здесь, а все остальное – пустое. Теперь он изменился, ездит по монастырям.

На многих примерах я видел, как Господь давал человеку шанс. Если он его использовал, то Господь продлевал его жизнь, а если нет, то вскоре забирал. Вообще, когда что-то случалось с людьми, мне их было жалко, и я не мог понять, почему это произошло, то о. Герман говорил: «А ты, Вадик, отмотай пленку назад, посмотри, как жил этот человек». Но шанс Господь дает каждому человеку: верующему и неверующему.

Бесы

Батюшка говорил, что если жениться, то на глубоко верующей девушке, потому что в браке будут большие искушения. Говорил, что по пальцам можно пересчитать идеальные семьи. А большинство горожан живут в смертном грехе, как Содом и Гоморра. Люди грехом блуда наносят рану душе, от которой потом страдает тело, приходят болезни.

Но еще тяжелее согрешают те, кто обращается за исцелением к колдунам. О. Герман говорил, что этот грех хуже блуда. Если человек как-то соприкоснулся с нечистой силой, например, ходил к бабушкам, экстрасенсам или сам занимался колдовством, то даже если он отрекся от этого, бес от него не отстанет до конца жизни. Многие люди увлекались экстрасенсами, и сейчас страдают от этого. Господь как любящий Отец, конечно, нас прощает, но души сильно изранены, рана-то осталась.

О. Герман говорил, что особенно нужно остерегаться смертных грехов. Через грехи мы даем бесу власть над своей душой и, чем больше грешим, тем больше его власть. Батюшка сравнивал: «Бес рулит человеком неверующим, как эскаваторщик – эскаватором». Бес внушает: «Иди, покури… Скажи матом… Обидь вон того». И человек моментально выполняет все команды, не задумываясь, что это – не его слова и не его мысли. Это начинаешь замечать только тогда, когда ведешь духовную борьбу: не хочешь ругаться, а тебя как будто кто-то заставляет. Но это может распознать только человек верующий…

У нас был благочестивый пожилой прихожанин – Александр Ломтев, он любил молиться в алтаре. Однажды он пожаловался о. Герману на то, что сегодня как-то особенно трудно идет молитва: «Наверное, это колдуны пришли в храм». О. Герман засмеялся: «Нет, тебе мешают твои грехи и бесы». Вообще, батюшка учил, что не надо бояться колдунов. Если Бог не попустит, они нам ничего не сделают. У нас есть Бог и святые таинства. В Евангелии написано, что без Божьего попущения бес даже в свиней войти не мог. А если боишься, то они, конечно, играют на нервах, издеваясь над человеком. Так же бывает в коллективе, когда начинают клевать немощного, найдя его слабое место.

Со святыми упокой

Когда о. Герман был настоятелем, мы каждый год ездили на хлебозавод освящать куличи на Пасху, освящали помещения разных организаций. Были и забавные моменты. Однажды я пришел на работу в спортивном костюме, а нам надо было ехать на кладбище отпевать директора института В. А. Белугина. Потом к о. Герману были претензии: «Ты что, батюшка, привел какого-то спортсмена, не мог взять человека из церкви?»

Как нам теперь не хватает его мудрого совета. Он, бывало, скажет несколько слов, и ты совсем по-другому смотришь на жизнь. О. Герман был необычным человеком. Когда он умер, долго не оставляло чувство, что наш город опустел. Я не умею это объяснить, но чувствую душой.

На примере св. Макария Великого мы знаем, что бесы продолжают искушать человека за гробом, при прохождении воздушных мытарств. Думаю, может быть, Господь попустил о. Герману большие искушения для того, чтобы его душа смирялась во время мытарств. Ведь все мы – люди, и в нас много гордости, какими бы смиренными мы не казались.

Я верю, что о. Герман спасся, т. к. он очень много сделал для Церкви: восстанавливал храм Всех Святых и храм Серафима Саровского, Дальнюю и Ближнюю пустынки, духовно укреплял прихожан, исповедовал и причащал многих жителей города. Думаю, что к нему как к человеку, угодившему Богу, можно молитвенно обращаться: «Со святыми упокой, Господи, душу усопшего раба твоего, и его молитвами спаси, нас, грешных». Усопшие теперь ближе к Богу, для них вся земля – как на ладони, и они знают наши нужды.

 

Публикуется по: