схиигумен Елисей (Филиппов)
- Общие сведения
- Биография
- Воспоминания
- Фото
схиигумен Елисей (Филиппов)
клирик Горьковской епархии, насельник Вознесенского Печерского монастыря (Нижний Новгород)Cхиигумен Елисей родился в 1857 году, в селе Чердаклы Самарской губернии Ставропольского уезда (ныне Ульяновская область) в крестьянской семье и в миру именовался Елисеем Алексеевичем Филипповым. Святое крещение над младенцем Елисеем было[совершено в Покровской церкви, и впоследствии юноша окончил местное сельское училище [1].
Имея от роду 23 года, Елисей Филиппов в 1880 году отправился паломником в Киево-Печерскую Лавру. Во время посещения прославленной обители Елисей Филиппов принял решение посвятить свою жизнь иночеству и поступил в Лавру послушником. Десять лет подвизался он в стенах Киево-Печерской Лавры, но по расстроенному здоровью был вынужден 21 октября 1890 года подать прошение в Таврическую Духовную консисторию и поступил послушником в Катерлезскую Георгиевскую киновию [2].
Катерлезская Георгиевская киновия была основана в 1858 году архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием (Борисовым) и располагалась в пятидесяти верстах от города Керчи, на горе Катерлесе, и числилась приписной к Успенскому Бахчисарайскому скиту [3].
В следующем, 1891 году, послушник Елисей Филиппов был пострижен в монашество с наречением имени Евтихий. 5 мая того же года он был рукоположен архиепископом Херсонским и Таврическим Мартинианом (Муратовским) в сан иеродиакона, а 25 августа 1896 года был рукоположен в сан иеромонаха [4].
14 декабря 1897 года иеромонах Евтихий подал прошение на перевод во Владикавказскую епархию, в Кизлярский Крестовоздвиженский монастырь.
7 ноября 1898 года, по указу Владикавказской Духовной консистории, иеромонах Евтихий был назначен ризничным, а через год,
17 ноября, назначен и.д. казначея монастыря. В 1900 году епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром (Сеньковским) иеромонах Евтихий был удостоен своей первой иерархической награды — набедренника [5].
10 ноября 1901 года, по Указу Святейшего Правительствующего Синода, настоятелем Кизлярского монастыря стал иеромонах Глинской пустыни Геласий. При нем был построен небольшой храм во имя св. великомученика Георгия. 21 января 1902 года иеромонах Евтихий (Филиппов) указом Духовной консистории был уволен от должности казначея обители [6].
11 февраля 1906 года в обители произошла трагедия. Своим келейником, происходившим из крещенных персов, был зверски убит настоятель монастыря иеромонах Геласий. С этого момента монастырь стал приходить в упадок. 7 июля того же года иеромонах Евтихий за понесенные труды был удостоен золотого наперсного креста от Святейшего Синода [7].
После убийства настоятеля монастыря иеромонаха Геласия мужской монастырь был преобразован в женскую обитель. За упразднением монастыря иеромонах Евтихий по указу Духовной консистории был переведен в Свято-Троицкий монастырь той же епархии, находившийся в Туапсинском округе. 28 февраля 1909 года по указу Владикавказской Духовной консистории он был переведён в Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь [8].
Когда началась Первая мировая война, иеромонах Евтихий попросился на фронт, где служил санитаром в действующей армии на румынском фронте [9].
После совершившейся Февральской революции он вернулся в Печерскую обитель и впоследствии был возведен в сан игумена. Ему пришлось вместе с братией обители пережить арест и мученическую кончину настоятеля монастыря, викария Нижегородской епархии епископа Балахнинского Лаврентия (Князева), после расстрела которого наместник обители архимандрит Парфений (Державин) попросился на покой.
Из рапорта благочинного монастырей игумена Нектария на имя архиепископа Нижегородского и Арзамасского Евдокима (Мещерского) от 21 января 1919 года о положении дел в монастыре следует, «...что в нынешнее время братия Печерского монастыря в продовольственном отношении находится в одинаковом положении с другими монастырями, а именно: заготовлять продукты по осени не были в состоянии, вследствие запрещения свободной продажи их и приходится ограничиваться питанием по продовольственным карточкам...В течение 1918 года, из состава монастырской братии выбыли 1) настоятель епископ Лаврентий скончался мученической смертью; 2) два его келейника; 3) наместник архимандрит Парфений вследствие глубокой старости и болезненного состояния проживает при Мало-Пицком женском монастыре...» [10].
Наместником Печерского монастыря был утверждён приехавший по приглашению Преосвященного архиепископа Евдокима (Мещерского) игумен Порфирий (Вишняков), возведённый по приезде в сан архимандрита [11].
16 февраля 1921 года состоялся Совет братства Печерского монастыря, на общем собрании которого было постановлено «о распределении» месячного содержания проживающих в обители монашествующей братии: «Совет единогласно постановил; выдавать из братских доходов в следующем порядке. Настоятелю монастыря Преосвященному епископу Варнаве три части какая будет приходится иеромонаху, наместнику полторы иеромонашеской части, послушникам три четверти, а иеродиаконам равную с иеромонашеской. Совет постановил ещё выдать единовременное дополнительных по 5000 р. всего на 10 человек. 1) Епископу Варнаве, 2) наместнику архимандриту Порфирию, 3) иеромонаху Гавриилу, 4) иеромонаху Серафиму, 5) иеромонаху Евтихию, 6) иеромонаху Иоанну, 7) иеромонаху Евфимию, 8) иеродиакону Тихону, 9) иеродиакону Афиногену, 10) послушнику Н. Малинину, всего пятьдесят тысяч — 50.000 р.».
В 1921 году иеромонах Евтихий в архивных документах упоминается как духовник Печерской обители. После закрытия Вознесенского Печерского монастыря в 1926 году он первоначально проживал на квартире одного из своих духовных чад, а затем в сторожке при Высоковской церкви. По всей вероятности, тогда он уже принял схиму с именем Елисей. По рукописным воспоминаниям Павла Ивановича Замкина, схиигумен Елисей во время Великого поста надевал на себя железные вериги. На груди и на спине было по железному кресту, а на талии железный пояс, который запирался на замок. Накануне Пасхи Павел Иванович сам отпирал вериги со старца Елисея и омывал его тело, на котором была запеченная кровь и оставались синяки на теле.
Когда в 1930-е годы волна репрессий прокатилась по Горьковской области и начались аресты духовенства, был арестован и причт Троицкой Высоковской церкви. По делу настоятеля Троицкого храма протоиерея Иоанна Аврова схиигумен Елисей 20 февраля 1934 года был арестован и допрошен. В своих показаниях он говорил: «...Ко мне действительно много ходит народа как из города, так и из деревни. Ко мне ходили и ходят священник Авров, Шарутин Константин Дмитриевич, у которого я жил на квартире. Очень много ко мне приходят женщин, но кто они, я тоже не знаю, знаю только некоторых по именам. Разговоры вели у нас исключительно религиозного характера. Разговоров о войне и советской власти не было... Книгу «Сионские протоколы» я не видел и не слыхал...» [12].
Ввиду своего преклонного возраста старец схиигумен Елисей был отпущен.
В рукописных воспоминаниях о старце Елисее говорится о том, что к нему ходило много народа за советом и на исповедь. «Он помогал народу святой молитвой и в бедах. По его молитвам многих оправдывали на суде и освобождали из тюрьмы. Его имя вновь мелькнуло в изданной в 1938 году в г. Горький брошюре «Диверсанты в рясах». Там схиигумен Елисей упоминается как бродячий «пропагандист», работавший под руководством настоятеля Нижегородской Алексеевской церкви протоиерея Петра Тополева [13].
После расстрела митрополита Горьковского и Арзамасского Феофана (Тулякова) и духовенства, которое проходило по его следственному делу, схиигумен Елисей поселился в селе Исады. В рукописных воспоминаниях имеется запись: «Когда стали ссылать священников то хозяина Константина, у которого жил батюшка Елисей, сослали, а по горячей молитве батюшки хозяин скоро вернулся. Затем пришли забирать о. Елисея. Он стоял у занавески. Занавеску трясли во все стороны, но его не увидели. Потом пришли ещё и сказали, чтоб через 24 часа батюшка покинул Нижний Новгород. Отец Елисей уехал в Исады...».
Незадолго до своей смерти старец Елисей просил своих духовных чад похоронить его возле Никольской церкви на бугре, говоря им: «Когда бугор осыплется, я и встану, вот тогда и увидите, кто я был».
Скончался схиигумен Елисей на Пасху, 5 апреля 1942 года.
Примечания
1. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 17. Л. 3 об. Послужной список монашествующих Нижегородского Печерского монастыря за 1914 г.
2. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 17. Л. 4. Послужной список монашествующих Нижегородского Печерского монастыря за 1914 г.
3. Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской Империи и Афону. Н. Новгород, 1907. С. 649.
4. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 54. Л. 5 об. Послужной список монашествующих Нижегородского Печерского монастыря за 1917 г.
5. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 54. Л. 5 об. Послужной список монашествующих Нижегородского Печерского монастыря за 1917 г.
6. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 54. Л. 5 об. Послужной список монашествующих Нижегородского Печерского монастыря за 1917 г.
7. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 54. Л. 5 об. Послужной список монашествующих Нижегородского Печерского монастыря за 1917 г.
8. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 54. Л. 6 об. 12. Послужной список монашествующих Нижегородского Печерского монастыря за 1917 г.
9. ЦАНО. Ф. 2209. Оп. 3. Д. 17963. Л. 33. Следственное дело по обвинению Аврова И. А. и др. 1934г.
10. ЦАНО. Ф. 1016. Оп. 2. Д. 144. Л. 657. Заявления о приеме, перемещении и увольнении церковнослужителей. Переписка с благочинными и протоколы приходских советов по личному составу за 1920 г.
11. ЦАНО. Ф. 1016. Оп. 2. Д. 144. Л.652. Заявления о приеме, перемещении и увольнении церковнослужителей. Переписка с благочинными и протоколы приходских советов по личному составу за 1920 г.
12. ЦАНО. Ф. 2209. Оп. 3. Д. 17963. Л. 34. Следственное дело по обвинению Аврова И. А. и др. 1934г.
13. Диверсанты в рясах. Горький, 1938. С. 21.
Публикуется по
- Тихон (Затёкин), архимандрит. Последний старец Нижегородского Печерского монастыря схиигумен Елисей // Нижегородская старина, выпуск 43-44, 2015. сс. 143-150