протоиерей Петр Павлович Лебедев

  • Общие сведения
  • Биография
  • Фото

протоиерей Петр Павлович Лебедев

клирик Горьковской епархии
ГОДЫ ЖИЗНИ
25 июня 1898 - 16 июня 1964
 

Протоиерей Петр Павлович Лебедев родился 25 июня 1898 года в селе Золотое Золотовского кантона Автономной республики Немцев Поволжья (ныне это поселение в составе Красноармейского района Саратовской области). Его отец — Лебедев Павел Васильевич являлся настоятелем Троицкого храма в этом селе и благочинным. В 1918 году Петр Лебедев закончил Саратовскую духовную семинарию (после 6 лет обучения). На следующий год поступил на должность псаломщика в село Мордово Саратовской губернии.

В 1922 году Петр Лебедев обвенчался с Евгенией Бенедиктовой (1904 г.р.), дочерью священника Павла Бенедиктова, который уже в советское время стал настоятелем Троицкого храма в селе Золотое. 20 июля 1922 года Преосвященный Иов (Рогожин) единоверческий епископ Вольский рукоположил его в сан священника и как временно управляющий Саратовской епархией назначил настоятелем в село Суворовка. В этом же году отца Петра вместе с супругой лишили избирательных прав как служителя культа. В 1924 году матушка Евгения потеряла во время беременности двоих деток (двойняшек), это было первое испытание для молодой семьи.

В 1931 году отец Петр был награжден камилавкой. В этом же году за сокрытие хлеба (неуплату продналога) он был осужден местным нарсудом на 5 лет лишения свободы в исправительно-трудовой лагерь. В это время оставшись без средств существования, от голода и стресса матушка Евгения потеряла еще двоих детей, которые умерли у нее во время поездки на теплоходе к родственникам. Попав под амнистию отец Петр был освобожден из лагеря досрочно, но вернуться на свой приход в село Суворовка ему уже не позволили. Именно это обстоятельство в 1933 году побудило отца Петра переехать в Горьковскую область. Первым его приходом стал Казанский храм в селе Ивановское Спасского района, но здесь отец Петр прослужил недолго.

Впоследствии из Саратовской области переехали и другие родственники отца Петра по линии жены: родной брат матушки Евгении — Михаил Павлович Бенедиктов, две ее сестры — Антонина и Люся. Клириком Горьковской епархии стал и его престарелый тесть священник Павел Васильевич Бенедиктов (1874 г.р.). До конца 1929 года отец Павел служил в селе Золотое. В 1930 году органами ОГПУ он был осужден за антисоветскую деятельность и выслан сроком на три года в Северный край. Отбывал наказание отец Павел в Коми АССР, находился на поселении в селе Устьцыльма. Осенью 1933 года после ссылки он приехал к дочери в Воротынский район, где его уже ждала супруга — Анна Яковлевна Бенедиктова. Первоначально отец Павел служил в Петропавловском храме селе Криуши Воротынского района, а в дальнейшем, начиная с 7 августа 1936 года он становиться настоятелем Вознесенского храма в селе Белавка.

В марте 1934 года по благословению управляющего Горьковской епархией митрополита Феофана (Тулякова) священник Петр Лебедев перешел на приход в село Сомовка Воротынского района. 19 ноября 1937 года он был арестован сотрудниками НКВД по следующему обвинению, которое было сфабриковано на основе лжесвидетелей: «…занимался антисоветской агитацией среди населения села Сомовки, направленной против намеченных кандидатур в Верховный Совет — героя Советского Союза Чкалова и Лучинина. Лебедев говорил, что Советская власть расстреляла хороших работников, таких как Тухачевского, а на ихние места набирает новых людей, которые по своей неумелости руководить государством будут втрое драть с колхозников, чем драл Тухачевский и другие…»
В период следствия и на допросах свою вину священник не признал.

Из протокола допроса отца Петра от 20 ноября 1937 года:

— Расскажите подробно о своей антисоветской агитации?
— Никакой антисоветской агитации я не вел.
— Следствию известно, что вы среди колхозников распространяли слухи, что руководители советской власти сходят с ума и начинают расстреливать друг друга.
— Никакие слухи я среди колхозников не распространял.
— Вы говорите колхозником, что советская власть напрасно расстреляла Тухачевского.
— Колхозникам я о Тухачевском никогда не говорил.
— Вы среди колхозников вели агитацию против выдвинутых кандидатур в Верховный Совет СССР, говорили, что новые руководители будут втрое больше обдирать колхозников, чем обдирал Тухачевский?
— Никаких разговоров я с колхозниками не вел.
— Какую вы вели переписку со служителем культа села Белавки Бенедиктовым?
— Я в своих письмах писал Бенедиктову, чтобы он из с. Белавки переехал в с. Фокино, так как в с. Фокино служителя культа нет, больше никакой переписки я с Бенедиктовым не имел.
Записано верно и мной прочитано. П. Лебедев.

Постановлением Тройки НКВД по Горьковской области от 3 декабря 1938 года Лебедев Петр Павлович был приговорен к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на 10 лет. Из Горьковской тюрьмы он был отправлен в «Севжелдорлагерь» в село Коряжма Соль-Вычегодского района Архангельской области.

Тесть отца Петра – протоиерей Павел Бенедиктов был арестован в один день с отцом Петром — 19 ноября 1937 года. Во время допросов он, как и его зять, категорически не признал своей вины. 2 декабря 1937 года его приговорили к расстрелу. Священник Павел Бенедиктов был расстрелян 21 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.

В 1940 году отец Петр Лебедев обратился с жалобой в Горьковский областной суд о пересмотре своего дела. Его супруга так же обращалась с аналогичной просьбой в прокуратуру, но постановлением Управления НКВД по Горьковской области от 28 мая 1940 года жалобы эти были оставлены без удовлетворения.

В дальнейшем отец Петр отбывал срок своего незаслуженного наказания в лагерях Коми АССР. Освободили его из заключения в 1944 году. Спустя много лет, только 30 ноября 1989 года он будет реабилитирован заключением Прокуратуры Горьковской области, но уже посмертно.

После возвращения к семье в село Сомовка в том же 1944 году Воротынским Райвоенкоматом бывший заключенный Лебедев Петр Павлович был мобилизован в Трудовую армию. Начиная с 23 мая 1944 года отец Петр работал рабочим на шиферном заводе в поселке Воскресенское Московской области, а с 13 января 1945 года исполнял обязанности диспетчера в Московской конторе «Военморстроя».

В конце лета 1946 года по благословению епископа Горьковского и Арзамасского Зиновия (Красовского) отец Петр смог вернуться в клир возрождающейся епархии. В 1930-е годы будущий владыка Зиновий служил приходским священником в Воротынском районе и поэтому был хорошо знаком с отцом Петром. 4 сентября 1946 года отец Петр был зарегистрирован Уполномоченным по делам Церкви настоятелем Покровской единоверческой церкви в селе Малое Мурашкино. В это время в Сомовке оставалась его супруга с младшими детьми: сыном, школьником Леонидом (1934 г.р.), с дочерью Галиной (1944 г.р.) и младенцем дочерью Ольгой, родившейся 29 мая 1946 года. Старшие же дети отца Петра тогда были далеко от дома — дочь Татьяна (1925 г.р.) жила и работала в Москве, а сын Василий (1927 г.р.) находился в армии в г. Рыбинске.

Спустя два года, в 1948 году отца Петра перевели на приход в село Румянцево Дальнеконстантиновского района. В дальнейшем его переводили на разные приходы епархии: 31 мая 1949 года назначили в Михайло-Архангельский храм в селе Семьяны Воротынского района; 17 сентября 1949 года — в Троицкий храм села Вторусское Арзамасского района; 5 октября 1950 года — в Никольский храм в селе Просек Лысковского района; 26 мая 1951 года — в Благовещенский храм в селе Большое Разнежье.

В 1952 году священника Петра Лебедева назначают настоятелем Николаевского молитвенного дома в г. Кулебаки, а затем с переводом на должность второго священника ему временно благословлялось окормлять верующих г. Выксы. 9 июня 1953 года отца Петра вновь назначили настоятелем в село Семьяны. 26 апреля 1956 года ко дню Святой Пасхи указом митрополита Горьковского и Арзамасского Корнилия (Попова) за ревностное служение Церкви он был награжден саном протоиерея. Ранее батюшка был удостоен права ношения золотого наперсного креста.

В 1961 году отец Петр снова служит в Казанском храме села Румянцева Дальнеконстантиновского района. Несмотря на противодействие властей, он вместе с приходским активом проводит ремонт в храме. Об этом эпизоде находим упоминания в архиве уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Горьковской области:

«28 октября 1961 года.
Уполномоченному Совета
по делам религиозных культов
т. Массолкову С.И.
Д-Константиновский исполком райсовета сообщает, что исполнительный орган Румянцевской церкви: староста Кальнина Н.И., казначей Кальнин В.И., священник этой церкви Лебедев П.П. без разрешения райисполкома израсходовали на капитальный ремонт церкви 4170 рублей. Без надобности на то покрасили здание внутри и снаружи масляной краской и позолотили кресты…
Председатель исполкома райсовета Кирюхов»

Стоит пояснить исторический контекст этого документа. На заседание Священного Синода РПЦ 22 марта 1960 года под председательством Патриарха Алексия I (Симанского) были приняты среди прочих следующие предложения: «Необходимый ремонт храмовых зданий производить с ведома и разрешения соответствующих органов власти, строго наблюдая за тем, чтобы для ремонта употребляемы были только те материалы, которые отпускаются государственными учреждениями и организациями». На первый взгляд справедливое заявление. Но если учесть, что разрешение от властей на ремонт здания получить было весьма затруднительно, а приобретение качественных материалов легальным путем было практически невозможным, то это требование предполагало, по сути дела, отказ настоятелей и исполнительных органов от необходимого ремонта храмовых зданий. Несогласным с таким положением грозили суровые кары, но уже не со стороны церковных властей, а со стороны светских. [1]

Настоятели храмов и церковные активы как могли сопротивлялись намерениям властей довести здания храмов до неприглядного состояния и всеми правдами и неправдами старались произвести необходимый ремонт. Пример такого сопротивления и заботы о благолепии дома Божия, несмотря на противодействие местных властей, мы находим в биографии отца Петра.

Последним приходом этого священника стал Казанский храм в селе Роженцово Шарангского района, где он был настоятелем с 1963 года. 16 июня 1964 года отец Петр скончался и был погребен на сельском кладбище в селе Сомовка. Матушка его — Евгения Павловна Лебедева пережила своего супруга на 20 лет, умерла она 2 октября 1984 года и была погребена рядом с мужем. В селе Сомовка и по сей день проживают потомки отца Петра.

 

Биография публикуется впервые.

Автор исследования - Дёгтева О.В. Биография протоиерея Петра Лебедева восстановлена по архивным документам и воспоминаниям потомков. В написании биографии использованы исторические сведения, опубликованные в кандидатской работе протоиерея Александра Мякинина:

  • [1] Мякинин А.Е., протоиерей. Взаимоотношения Церкви и государства в 50-е – 70-е годы ХХ столетия в Горьковской (Нижегородской) епархии. Кандидатская работа. Сергиев Посад. 2002

Корректура - иерей Илья Третьяков.

16 ноября 2020 г.