протоиерей Николай Михайлович Боголюбов

  • Общие сведения
  • Биография
  • Соболезнования
  • Публикации
  • Фото
  • Видео

протоиерей Николай Михайлович Боголюбов

клирик Нижегородской епархии; профессор богословия, преподаватель Нижегородской духовной семинарии, духовный писатель
ГОДЫ ЖИЗНИ
20 мая 1872 - 14 мая 1934
 

Профессор-протоиерей Николай Михайлович Боголюбов, доктор богословия, родился 8 (20) мая 1872 года в с. Павловское Ардатовского уезда Нижегородской губернии, в семье иерея Михаила Боголюбова (1838- 29.02.1900), настоятеля церкви Успения Божией Матери. Его дед священник Андрей Боголюбов также являлся настоятелем этого храма, который был построен в 1753 году.

Отец Михаил Боголюбов, просвещенный пастырь, в конце жизни служил настоятелем Строгановской церкви в честь иконы Смоленской Божией Матери в селе Гордеевка и являлся благочинным во 2-м Балахнинском округе. В семье о. Михаила было четверо сыновей и семеро дочерей. Трое из его сыновей получили высшее образование, среднее учительское образование было дано младшему сыну и шести дочерям. Только старшая дочь Мария (1864-1942), занятая по хозяйству и воспитанием младших братьев и сестер, не была послана в свое время учиться в Арзамас.

Николай Михайлович Боголюбов первоначально окончил Лысковское духовное училище (в 1886 году), затем спустя годы (в 1892 году) Нижегородскую духовную семинарию и в 1896 году Московскую духовную академию. Эти учебные заведения Николай Михайлович прошел одновременно с Иваном Васильевичем Успенским, уроженцем Васильсурска, в монашестве Фаддеем, впоследствии архиепископом Тверским. Память Фаддея (Успенского), священномученика, † 1937, Русская Православная Церковь чтит 18/31 декабря.
Поступая в Московскую Духовную академию, Николай Боголюбов подал сочинение по предмету «Введение в богословие», которое экзаменационная комиссия признала лучшим. В нем он изложил положение о том, что познание Бога и проверка евангельских истин происходят на почве нравственного опыта.

Н. М. Боголюбов был удостоен ученой степени магистра богословия по защите монографии "Теизм и пантеизм", изданной в Нижнем Новгороде и отмеченной премией митрополита Макария (Булгакова) за 1901 год.
После окончания Московской духовной академии Н. М. Боголюбов возвращается в родной Нижний Новгород. Преподает Закон Божий, русский язык, географию, дидактику в Нижегородском епархиальном женском училище, а также философские дисциплины (логику, психологию, историю философии) в Духовной семинарии.

В то время его старшие братья — Алексей Михайлович, ранее тоже окончивший Московскую духовную академию, состоял преподавателем и смотрителем Нижегородской семинарии, а Иван Михайлович учился на Медицинском факультете Дерптского (Юрьевского) университета.

В период с 1906 по 1909 гг. Николай Михайлович являлся главным редактором "Нижегородского церковно-общественного вестника", официального епархиального периодического издания, (заменившего "Нижегородские епархиальные ведомости"), принимает деятельное участие в просветительских мероприятиях Нижегородского братства в честь Святого Георгия.

14 сентября 1909 года Николай Михайлович был посвящен в сан священника и назначен законоучителем Историко-филологического института и состоявшей при нем гимназии в городе Нежине. Педагогическая деятельность отца Николая в этих учебных заведениях продлилась всего лишь четыре года, однако и учащиеся, и преподаватели очень искренне и горячо успели полюбить своего пастыря.

5-го апреля 1913 года светская комиссия Императорского университета во имя Св. Владимира в Киеве избрала отца Николая на должность профессора богословия. Одновременно на него были возложены обязанности настоятеля университетской домовой церкви.
Как сообщали газеты того времени, директор Нежинского института при расставании сказал отцу Николаю такие слова: «С радостью за Вас все мы приняли известие о назначении Вас профессором в университет Св. Владимира, так как там Вы найдете более широкое применение своим талантам: но вместе с тем мы глубоко сожалеем. Расставаясь с Вами, мы лишаемся просвещенного пастыря Церкви, гуманного человека и доброго сотоварища. Тяжело положение законоучителя в светской школе: ему необходимо бороться с одной стороны с религиозным индифферентизмом, с другой — с тем направлением, для которого вся религиозность заключается в одной внешности. Вы, глубокоуважаемый Николай Михайлович, благодаря своей глубокой религиозности и просвещенному сознанию, с честью вышли из этого трудного положения и высоко подняли авторитет законоучителя в нашей школе. Все мы твердо убеждены, что и на новом месте своего служения в многолюдном Киеве среди многотысячной своей паствы Вы приобретете тот же авторитет и будете пользоваться такой же общею любовью и уважением, каким пользовались среди нас».

В университетских лекциях по курсу «Философия религии», профессор-протоиерей Н. М. Боголюбов рассматривал обширный круг проблем, в том числе наиболее актуальных в начале XX столетия: классификация религий, возникновение мифологий, формы религий — натуралистической и супернатуралистической, понятие об откровении в натуралистической религии, ветхозаветная и христианская религия, иудейство и ислам. В курсе апологетического богословия он излагал проблемы свободного христианства (Ренан Э, Штраус Д), мистической религии (Геккель, Древс), атеизма (марксизм, ницшеанство), религии социализма (Луначарский), богоискательства.

В период ученических каникул, в летние месяцы, отец Николай занимался в библиотеках Берлина. В 1915 году в Трудах Киевского университета Св. Владимира он опубликовал исследование "Философия религии". Второе издание этой книги было выпущено в свет уже в революцию, в 1918 году, когда батюшка участвовал как постоянный член в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви (1917-1918 гг.). На Собор он был делегирован от Университета.

Именно в это тревожное и смутное время, 15/28 октября 1917 года, ученым советом Московской духовной академии отцу Николаю и была присвоена степень доктора богословия на основании его труда «Философия религии», рецензентами которого были профессор богословия С. С. Глаголев и отец Павел Флоренский, профессор философии. По возвращении отца Николая в Киев, преосвященный владыка Антоний (Храповицкий) передал ему, как своему лучшему ученику по академии, личный докторский наперсный крест.

В 1918 году кафедра богословия была упразднена, и отец Николай посвятил себя пастырскому служению. В период с 1918 по 1925 год он священствовал в церкви села Великая Круча Пирятинского уезда Полтавской губернии, позже — в Покровском храме на Приорке города Киева. В его послужном списке этого времени написано: "Женат на Ольге Николаевне Люминарской, имеет сыновей: Николая, род. 8 августа 1909 г., Алексея, род. 12 марта 1911 г., Михаила — 11 января 1918 г. Жена и дети вероисповедания православного". Матушка отца Николая Ольга Николаевна Боголюбова (1881-1965), воспитанница консерватории, была дочерью нижегородского присяжного поверенного Николая Александровича Люминарского (1820-1901).

Осенью 1925 года Приходской совет Спасской церкви в Нижнем Новгороде пригласил отца Николая занять место настоятеля. Его избрание на эту должность состоялось 13 сентября 1925 года, и от имени приходской общины в Административный отдел при Нижгубисполкоме для регистрации были направлены его официальные анкетные данные.

Вернулся митрофорный протоиерей Николай в родной город с радостью. Служа в храме, он не только произносил проповеди, что было тогда весьма опасно, но и читал лекции, по вопросам Священного Писания, богословия и естественных наук. Митрополит Сергий (Страгородский) часто посещал квартиру отца Николая, на Кизеветтерской улице и вместе с ним служил в Спасском храме. В 1928 году, когда митрополит Сергий вынужден был покинуть Нижний Новгород, он назначил отца Николая председателем епархиального Совета.

В августе 1927 года исполнилось 30 лет педагогической и пастырской деятельности отца Николая Боголюбова, в связи с этим юбилеем Приходской Совет Спасского храма обратился к нему с поздравительным адресом: «…Совет Общины останавливается вниманием лишь на Вашей проповеднической деятельности на ответственном посту настоятеля нашего приходского храма. Если вдуматься в Вашу личность и в характер Вашего проповедничества, то нельзя не заметить сходства с личностью и с проповедничеством русского златоуста Иннокентия Архиепископа Херсонского и Таврического: высокий, светлый, проницательный ум, богатое, неистощимое воображение, глубокий правильный анализ Евангельского слова, дар творчества и оригинальности, богатый дар слова, вот те черты, которые влекут к Вашей личности не только Вашу паству, но и просто людей всех званий, состояний и положений, стекающихся в наш храм со всех концов города слушать блестящее и назидательное слово Ваше…

Проповеди Ваши действуют не только на воображение, но и на рассудок, в них слушатели пленяются и увлекаются глубиной идеи, искренней верой в Бога и человека, и в благость всех путей Божиих в домостроительстве спасения нашего, ясностью и простотой слова, художественной его картинностью, в них виднеются светлость и оригинальность взгляда, глубина всестороннего знакомства с Священным Писанием, а также научная просвещенность в области человеческих знаний…
Все это, при содействии благодати Божией, сообщает слову Вашему действенность: в верующих людях укрепляется, углубляется и уясняется вера, а немощные в вере люди, люди, теряющие Бога, под влиянием слова Вашего, ощущают веяние дыхания Божественной жизни и снова находят Его…».

Во время служения в Спасском храме в праздничные и воскресные дни отец Николай обязательно произносил проповеди, и после службы читал для желающих лекции на богословские темы, которые посещало много народу.

В 1928 году митрополит Сергий (Страгородский) переехал в Москву, назначив отца Николая председателем Епархиального Совета. Проповедническая пастырская деятельность Николая Боголюбова естественно привлекала в Спасский храм большое количество прихожан. Это не нравилось властям города и вскоре, в конце 1928 года, настоятель был арестован, без предъявления ему каких-либо обвинений. Сохранились два карандашных рисунка, которые выполнил протоиерей П. А. Алмазов, сокамерник отца Николая по камерам № 3/3 и № 8/3 Нижегородского изолятора. На одном, недатированном, рисунке изображен "Протоиерей Николай Михайлович Боголюбов (после бани)". На другом карандашном наброске, датированном 9/III - 29 г., на переднем плане изображен "Прот. Н. М. Боголюбов за работой" (он в очках, пишет карандашом на листе объемистой тетради, сбоку стоит пепельница), а в глубине, нарисован "Прот. И. Н. Николайченко за чтением" (рядом с ним видны чайник и кружка). Эти рисунки запечатлели спокойные минуты заключенных в изоляторе. Один из этих рисунков впервые публикуется по желанию сыновей, внуков и правнуков отца Николая в данном издании.

После ареста семья отца Николая, матушка Ольга Николаевна и сыновья Алексей и Михаил, была изгнана из занимаемой ими квартиры, и вынуждена была поселиться на хорах Спасской церкви, которая таким образом стала для Боголюбовых не только храмом, но и кровом. Нижегородский изолятор специального назначения в 1920-е годы находился на самой окраине города (современный проспект Гагарина). Туда не ходил никакой транспорт, и чтобы поддержать больного отца Николая матушка Ольга Николаевна ежедневно по несколько раз в день носила ему передачи с питанием. Прихожане и причт Спасской церкви в течение всех четырех лет, когда отец Николай находился в тюрьме, оказывали помощь и поддержку его семье, выделяя средства из общих церковных доходов.

Из-под ареста отец Николай был вызволен стараниями его старшего сына, Николая Николаевича (1909-1992), который тогда жил и работал в Киеве, в академии наук. Ему в 1928 году была присвоена ученая степень доктора математики. Из своего жалованья он ежемесячно посылал своим родным в Нижний Новгород деньги. Приехав в Москву, он обратился за советом к Местоблюстителю Патриаршего Престола, митрополиту Сергию (Страгородскому), большому другу семьи Боголюбовых. Владыка Сергий благословил обратиться к главному руководителю ЧК К. Н. Менжинскому, предупредив: «Менжинский ничего не забывает: или он решит Ваш вопрос положительно, или Вы погибните! Таков этот страшный человек!».

Встреча с Менжинским состоялась, и отец Николай был освобожден из тюрьмы в августе 1931 года (на Ильин день). Из заключения он вышел очень больным человеком, но по-прежнему оставался настоятелем Спасского храма.
В 1932 году отец Николай ездил в Москву к митрополиту Сергию (Страгородскому), который попросил его съездить в Киев, чтобы призвать к единению киевское духовенство. После возвращения в Нижний Новгород он прожил еще два года. Именно в последние годы жизни, в 1930-1934 гг. он написал вторую часть своей работы «Философия религии», работал над книгой о Богоматери и сочинением «Жизнь Иисуса Христа», на основе евангельских текстов. Но, к большому сожалению, в годы Великой Отечественной войны рукописи этих книг были утрачены.

Скончался митрофорный протоиерей-профессор Николай Михайлович Боголюбов 12 мая 1934 года, на 62 году жизни. 14 мая митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии патриарх Московский и всея Руси, в Спасском храме возглавил заупокойную литургию и священническое отпевание по умершему настоятелю церкви. Именно он благословил сыновей отца Николая заниматься фундаментальной наукой.

Газета «Горьковская Коммуна» кратко сообщила: «Скончался Николай Михайлович Боголюбов».

Протоиерей Н.М. Боголюбов похоронен на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода (уч. 10) за алтарем закрытой тогда Покровской церкви, ныне старообрядческого храма.

Впоследствии в одной ограде нашли упокоение три брата Боголюбовых, очень любившие друг друга — Алексей (1868-1934), Иван (1870-1955), Николай (1872-1934), сыновья священника отца Михаила, внуки священника отца Андрея, выходцы из села Павловское Ардатовского уезда Нижегородской губернии.

Матушка отца Николая, Ольга Николаевна, которая всю свою жизнь преподавала музыку, после смерти мужа переехала жить к старшему сыну Николаю в Киев, где и скончалась в 1965 году.

О российском академике Н. Н. Боголюбове, сыне митрофорного протоиерея Николая Боголюбова, написано много. Николай Николаевич Боголюбов руководил всей высшей математической школой бывшего Советского Союза, являлся директором ОИЯИ в городе Дубне, был членом АН СССР, возглавлял кафедру теоретической физики Московского университета. Он создатель нескольких научных школ по нелинейной механике, математической и теоретической физике, по механике и математике, квантовой теории поля. За свои многочисленные научные труды Н. Н. Боголюбов был отмечен не только у себя в стране, но и за рубежом. Имел награды: медаль им. М. Планка (1973 г.), медаль им. Франклина (1974 г.); лауреат Ленинской премии (1958 г.), трижды отмечен Государственной премией СССР (в 1947, 1953, 1984 гг.); золотая медаль им. М.В. Ломоносова (1984 г.). С 1961 года он был членом Болгарской академии наук, с 1962 года – Польской АН, с 1963 года – АН ГДР, с 1969 года — Национальной АН США.
В 1960-е годы ему пришлось совместно работать с академиком А. Д. Сахаровым в известном наукаграде Арзамас-16 (ныне г. Саров). Кстати выдающийся российский академик Сахаров, также был родом из священнической семьи, внуком нижегородского протоиерея Николая Ивановича Сахарова, настоятеля Георгиевского храма в Нижнем Новгороде.

Его имя носит институт теоретической физики в Киеве. В Нижнем Новгороде на центральной улице города, у здания учебного корпуса университета стоит его бюст. Установлен памятник в честь Николая Николаевича Боголюбова и в г. Дубне. Скончался Н. Н.Боголюбов в 1992 году. В 2009 году Российская Академия наук и научная общественность, по указу президента Российской Федерации Д. А. Медведева, отметила 100-летний юбилей, со дня рождения этого выдающегося ученого.
Сын протоиерея Николая Боголюбова, Алексей Николаевич также является крупным физиком и математиком, известен в нашей стране как историк и теоретик математики и механики. Окончил Харьковский университет, защитил докторскую диссертацию. В 1969 году был избран членом-корреспондентом АН Украинской республики. Им были написаны отдельные главы и редактирована четырехтомная «История отечественной математики», издательство АН СССР и УССР (Киев, 1966-1970). За этот труд А. Н. Боголюбову была вручена медаль им. А. Койре. Пользуется заслуженной популярностью, и по сей день его книга «Математическая жизнь в СССР (1917-1966 гг.). В настоящее время проживает в Киеве.
Михаил Николаевич Боголюбов — академик Российской АН, профессор восточного факультета Санкт-Петербургского университета, заведовал кафедрой иранского языка, и 35 лет исполнял обязанности декана восточного факультета. В настоящее время проживает в Санкт Петербурге.

Настоятель Спасской церкви митрофорный протоиерей Николай Михайлович Боголюбов, на протяжении всей своей жизни показал пример истинного пастырского служения, оставил многочисленные работы по богословию, и явил пример достойного семейного воспитания своих детей.

В 1998 году в нижегородской церкви Всемилостивейшего Спаса, настоятелем которой в 1925 - 1934 годах был Боголюбов, установлена памятная доска.

 

Биография публикуется по:

  • Дегтева О.В.  Храм Всемилостивейшего Спаса в Нижнем Новгороде. Нижний Новгород, 2010.   С. 144-156.

 

Фоторафия места захоронения:

Соболезнования
Храм помнит пастыря. Памяти протоиерея Николая Боголюбова
Об уникальном пастыре, его жизни и трудах на встрече с прихожанами рассказала доцент кафедры психологии управления Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского кандидат психологических наук Наталья Стоюхина. Она много лет занимается исследованием жизни протоиерея Николая Б ...
  • «Теизм и пантеизм. Опыт выяснения логического взаимоотношения данных систем». Нижний Новгород, 1899, магистерская диссертация;
  • «Основной вопрос о мировой жизни и сущность пантеизма». «Вера и Разум», 1900, т. 2;
  • «Теизм и пантеизм» (ib., 1901, т. 2);
  • «Понятие о религии». «Богословский Вестник», 1900, кн. II;
  • Марксизм и наука. Нежин, 1912;
  • Кризис мифологического сознания в Индии и в Древней Греции. Нежин, 1915;
  • Философия религии. К., 1916, докторская диссертация;
  • К вопросу о происхождении христианства // Христиан. мысль. К., 1916.