протоиерей Иоанн Николаевич Кудисов

  • Общие сведения
  • Биография
  • Фото

протоиерей Иоанн Николаевич Кудисов

клирик Горьковской (Нижегородской) епархии
ГОДЫ ЖИЗНИ
1886 - ?
 

Протоиерей Иван Николаевич Кудисов родился в 1886 году в семье крестьян. В 1898 г. окончил Спасское 2-классное Министерства народного просвещения училище. Был обязанным исполнять воинской повинности, однако в 1907 г. получил освобождение от военной службы.

Преосвященным Иоакимом определён псаломщиком в Церкви Святителя Николая Чудотворца села Решетиха Балахнининского уезда.

В 30 октября 1916 года Преосвященным Макарием посвящен в сан диакона.

В сане священника служил после октябрьского переворота.

Участник крестного хода 28 июля 1920 г. в Крестомарскую женскую общину с сестрами к иконе Иерусалимской Божией Матери.

В 1921 году служит священником в селе Старинское Сергачского уезда Нижегородской губернии.

В Нижегородском архиве сохранился рапорт священника с. Старинское Сергачского уезда Нижегородской губернии о. Иоанна Кудисова за 1921 год, написанный архиепископу Нижегородскому и Макарьевскому Евдокиму. В тексте рапорта отражен духовный подъем, который испытывали люди даже во время жесточайших репрессий.

«По случаю засухи и подъёма религиозности в населении, по моей инициативе, были разосланы настоятелям соседних церквей и церковным Советам приглашения, что бы они приняли участие в соединенном крестном ходе в Маровскую женскую обитель Васильского уезда для поклонения чтимой Святыне иконе Иерусалимской Божией Матери и чтобы совместно помолиться пред Ея Пречистым образом дабы Она нас избавила от великих бед и напастей. На это святое дело откликнулись три прихода Васильского уезда: с.Воскресенское, с.Севастьяновка и Шеменеевка. Получив согласие приходов, я был неска-занно рад, что среди православия вера еще не угасла, и что она скрыта, где то и её только нужно раскрыть; что бы, не оттягивать долгое время я назначил дни выступления соединенного Крестного хода 11мая(23мая) т.е. через 2 дня после получения от приходов соглашения. В крестном ходе принимал деятельное участие диакон с. Воскресенского Никандр Александрович Соколов.

11мая отслужив Литургию по рану, я со своим крест-ным ходом двинулся в давно желанный путь, дабы по пути соединиться с другими крест-ными ходами. Село Старинское находится в 50 верста от Маровской обители, и если будут находиться по пути желающие идти в крестном ходе, то могут принять участие. В 11часов утра мы прибыли в с.Воскресенское, отслужив по пути молебен в деревне Усовке нашего прихода. Издалека еще разносился благовест небольшого позвучного Воскресенского колокола, манящего к себе нас убогих многогрешных паломников. Еще издали нам было видно, как толпа народа перебегала по улицам и спешила по направлению к храму. Эти люди спешили встретить и проводить нас к намеченной цели своего паломничества в Маровскую обитель. Но, наконец, мы в Воскресенском. На колокольни раздался трезвон, извещающий о нашем приближении и примерно через 10 минут мы очутились на церковной площади, где нас уже ожидали духовенство в старых походных облачениях с огромной массой прихожан, между которыми виднелись мужчины и женщины с котомками за плечами. Это паломники, которые приготовились вместе с нами пройти 50-ти верстное расстояние. Святые иконы были размещены полукругом, и тотчас же был отслужен краткий молебен. После молебна, перекрестясь, тронулись в путь, и видно было трогательное прощание народа: от избытка чувств многие плакали, обливаясь слезами. Воскресенское от Старинского в 8 верстах. Далее наш путь лежит через село Севастья-новку, куда должен прибыть крестный ход из с. Шеменеевка. Севастьяновка от Воскресен-ского находится в 5 верстах. На пути по просьбе жителей дер. Покровка Воскресенского прихода были отслужены соборно молебны с водоосвящением; после молебнов читались молитвы с коленоприклонением о бездожии. Из дер. Николаевки нам был слышен благовест, несущийся с колокольни с. Севастьяновки, а так же была видна на площади возле хра-ма огромная толпа народа, из которой выделился крестный ход для встречи нас. Наши паломники оживились и устремили свои взоры на ту массу народа, где двигался крестный ход. Через 20 минут встретились с Севастьяновским крестным ходом и после, осенения крестом, мы отправились на церковную площадь, где мы располагаем отдохнуть 1 час. На площади нас ожидал Шеменеевский крестный ход. По встрече, нас пригласил духовник местный священник о. Семеон Добротворский к себе в квартиру, где мы нашли радушный привет и отдых.

После отдыха, мы отслужили молебен с водоосвящением и отправились в путь. От Севастьяновки путь лежит через татарскую деревню Ишево. Проходя этой деревней, жители оной держали себя хорошо: никаких кощунственных выходок не было, что нашим паломникам очень понравилось. От Ишева мы последовали на дер. Скучиха. Подходя к оной, нас встретили жители этой деревни и проводили далеко за деревню. Из дер. Скучиха был послан человек в с. Спасское с тем, чтобы не отказали паломникам в ночлеге. Нужно заметить, что когда из села Севастьяновки крестный ход, который провожал нас и возвратился обратно, то с нами последовало паломников до 3500 человек. Во всё время следования было соединенное общее пение : пело народу очень много и пелись более знакомое песнопение , как – то ирмосы на Св. Пасху, стихиры, чтение акафистов и тому подобное. Отдохнув 20 минут в дер. Скучиха мы отправились далее в с. Спасское, где расстояние между ними 5 верст. Отойдя 2 версты, раздался благовест с.Спасского, 300 пудовый колокол. Мы все встрепенулись, как бы, ожили душой и телом. Пройдя еще не много, мы увидели народ, идущий нам на встречу. Это спасовцы, желающие нас встретить за селом и понести св. иконы, но вот и ожидаемое нами большое село Спасское. Мы слышим трезвон и видим крестный ход, ожидающий нас с огромной массой народа. По встрече и осенении св. крестом, крестный ход последовал на площадь к церкви, где отслужили соборно молебен с водоосвящением. Спаские нас встретили очень радушно и предложили странствующим паломникам ночлег.

На следующий день в 5 часов утра по удару колокола собрались все паломники в церковь взяли свои св. иконы и под трезвоном колоколов отправились далее, к цели своего паломничества. От с. Спасское до Маров 19 верст нужно проследовать четырьмя селениями, где так же нас встречали и провожали с молитвенным восторгом. После нескольких остановок для отдыха мы, наконец, в 2 часа прибыли к давно всеми ожидаемой Маровской обители. Увидя оную обитель за одну версту, паломники все стали креститься, лица просияли от чувства восторга и в толпе пронесся гул общего радостного восхищения. Я недостойный и многогрешный раб Божий Иоанн по себе чувствую, что я в это время испытывал душой и телом, как виновник сего великого религиозного народного христианского торжества. Пройдя к обители, нас встретил крестный ход с хором монастыря, где по встрече был совершен краткий молебен и осенение Св. Крестом. После мы направились в святую обитель при стройном пении монастырского хора. В 5 часов вечера заблаговестили к всенощной, которую предложено было совершить среди монастыря. Через 30 минут священнослужители, облачившись, перенесли Иерусалимскую икону Божией Матери на всенощную, и по принесению иконы, началась всенощная в сослужении 5-ти священников и диакона. Такой торжественности и чудного монастырского хора очень многие не видели. Заметен был большой порядок и благочиние, было во всех видно молитвенное настроение. На всенощной прочитан Акафист Иерусалимской иконе Божией Матери. Всенощное бдение продолжалось 3,5 часа, после чего духовенству был предложен чай и ужин матерью казначеей монастыря, а паломникам ночлег.

На следующий день в 7 часов утра раздался благовест к Литургии, которую также служили соборно при чудном монастырском хоре, а после Литургии среди монастыря было совершено молебствие с водоосвящением и панихиду о почивших в оной обители подвизавшихся отец и братий во Христе. После чего была предложена трапеза. В 2часа дня мы отправились обратно, поблагодарив Настоятельницу Мать Елену и сестер монасты-ря за радушный их прием. Обратно наше путешествие было в том же продолжении и порядке. Нас всюду встречали и провожали с добрыми пожеланиями, так что надолго это у каждого паломника останется в памяти. Четыре прихода Старинское, Воскресенское, Качалово и Севастьяновка изъявили желание совершить паломничество вторично на 25-е мая(7 июня) к празднику Иерусалимской Божией Матери. Только с той разницей, что в этом крестном ходе приняли участие дети подростки, которые просили меня, чтобы я их сводил на Мары, и их желание было исполнено ещё торжественней и многолюдней, чем в первый раз. Там собралось 43 прихода, все с крестными ходами и всем посетившим Маровскую обитель нашелся радушным прием. В 1920 году я проторил из Сергачского уезда дорогу паломника, но было малое количество, а в 1921 году уже 2 раза пришлось вести по четыре крестных ходов, при массе народа. Молю Господа Бога, чтобы Господь сугубо умножил подобных крестных ходов к подъему в народе религиозности.

Испрашиваю Ваших Святительских молитв, и Божия благословения.

Нижайший послушник села Старинского Священник Иоанн Кудисов.

24 июля(6 августа) 1921года. Почтовый отдел села Старинское, Сергачского уезда, Нижегородской губернии.»

В период с 1952 по 1953 гг. служил священником в Казанской церкви села Рожново Борского района.

В 1955 г. протоиерей Николай Кудисов направляется на служение в Казанскую Церковь села Великий Враг Кстовского района.

В архиве уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Горьковской области С.И. Массалкова находится упоминание, что архиепископ Иоанн (Алексеев) неоднократно пытался согласовать назначение священника Кудисова на один из приходов Горьковской епархии. Кандидатуру о. Николая Кудисова уполномоченный Массалков отклонял, поскольку Кудисов был снят с регистрации за нарушение законодательства о культах.

 

Источники:

  • Ф.570,оп.559, ед.хр.103 за 1916 г.,Ф.1016,оп.1,ед.хр.18 за 1919 г.,оп.2,ед.хр.105 за 1920 г.,Ф.5899,оп.3,ед.хр.9 за 1952 г.
  • Маровский монастырь // Общество "Лысковский краевед" // URL: https://kraevedliskovo.edusite.ru/p55aa1.html (дата обращения 20200826)
  • Мякинин А.Е., протоиерей. Взаимоотношения Церкви и государства в 50-е – 70-е годы ХХ столетия в Горьковской (Нижегородской) епархии. Кандидатская работа. Сергиев Посад. 2002
  • Дёгтева О.В. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери Рожново. Страницы летописи. - Нижний Новгород, 2018. – 174 с.
  • Справочный материал по священнослужителям и церковнослужителям Нижегородской епархии в период 1916–1939 гг. / Сост. М. В. Циркулёва. Н. Новгород, 2011. 528 с., [7] л. ил.