митрополит Палладий (Раев)

  • Общие сведения
  • Биография
  • Воспоминания
  • Публикации
  • Фото

митрополит Палладий (Раев)

архиерей Русской Православной церкви; выпускник и преподаватель Нижегородской духовной семинарии
ГОДЫ ЖИЗНИ
20 июня 1827 - 5 декабря 1898
 

Митрополит Палладий (в миру Павел Иванович Раев-Писарев) родился 20 июня 1827 года в Нижнем Новгороде в семье священника. Он учился в Нижегородском духовном училище и Нижегородской духовной семинарии. Там он получил фамилию Раев (фамилия его отца была Писарев). В 1848 году Павел Раев поступил в Казанскую духовную академию. В это время в академии еще не было миссионерского отделения, но студент Раев интересовался именно исламоведением, арабо-ведением и татароведением. Его наставником в этих науках был молодой профессор Николай Иванович Ильминский. Уже после смерти Палладия были опубликованы две его статьи, из которых ясно, что он владел не только арабским, но и коптским языком.

В 1852 году он закончил Казанскую духовную академию со степенью магистра, третьим по списку. Курсовое сочинение, засчитанное как магистерская диссертация, называлось «Признаки истинности православного христианства и лживости мухаммеданства». Он был направлен в Нижегородскую семинарию, где среди прочих предметов преподавал и татарский язык. Через четыре года Павел Иванович вступил в брак и 15 августа 1856 года был рукоположен во священника к Покровской церкви Нижнего Новгорода, оставаясь преподавателем семинарии. В конце 1860 года супруга отца Павла скончалась, и 28 января 1861 года он принял монашеский постриг. 18 марта 1861 года он стал инспектором Нижегородской семинарии, 18 февраля 1862 года был возведен в сан архимандрита.

28 августа 1863 года отец Палладий был переведен на должность инспектора Санкт-Петербургской духовной семинарии, 2 декабря 1864 года стал там же ректором. 18 декабря 1886 года архимандрит Палладий был рукоположен во епископа Ладожского, первого викария Санкт-Петербургской епархии. При этом он стал фактически постоянным сотрудником Синода. Те два с половиной года, которые епископ Палладий служил как епископ Ладожский, были очень важными в жизни церкви. Именно в это время серьезные реформы проводились в административном устройстве «Ведомства православного исповедания», менялся сословный и социальный статус духовенства, большие изменения происходили в духовных школах. Владыка Палладий работал в нескольких комиссиях Синода, обеспечивая и выработку конкретных мероприятий и их проведение в жизнь.

15 июля 1869 года владыка Палладий был назначен епископом Вологодским и Тотемским, 13 июня 1873 года был переведен в Тамбов, 9 сентября 1876 года – в Рязань. 12 апреля 1881 года возведен в сан архиепископа. Во всех епархиях он проявил себя с лучшей стороны и оставил добрые впечатления у прихожан, но в среднем в каждой из епархий владыка проводил всего по три с половиной года, что не лучшим образом характеризует кадровую политику Синода.

21 августа 1882 года он был переведен на Казанскую кафедру. Новый архиепископ прибыл в Казань 13 декабря 1882 года в 8 часов вечера. К этому времени Казань уже два с половиной года, после отъезда в мае 1880 года владыки Сергия (Ляпидевского), оставалась без правящего архиерея, руководство до апреля 1882 года осуществлял викарный епископ Павел (Вильчинский)

Палладий был первым казанским архипастырем из выпускников Казанской духовной академии. Архиепископ Палладий не особенно часто бывал в академии, полагаясь на опытнейшего ректора протоиерея Александра Поликарповича Владимирского. Но именно по ходатайству владыки Палладия Синод выделил крупные суммы на строительство. Работы развернулись в 1887 году и завершились через два года, уже после отъезда владыки Палладия. Фасады главного корпуса и флигелей, выходящих на Сибирский тракт (ныне улица Ершова), остались прежними, но масштабные пристрои увеличили площадь академических корпусов более чем вдвое.

По инициативе владыки были созданы три благотворительных «Общества вспомоществования недостаточным учащимся» – при академии, семинарии и духовном училище.

В 1884 году по инициативе обер-прокурора Синода Победоносцева по всей стране стали в массовом порядке открываться церковно-приходские школы, на это выделялись довольно большие средства. В каждой епархии создавался епархиальный училищный совет, для епархиальных архиереев это было новое и непростое дело. Владыка Палладий отнесся к созданию общеобразовательных школ церковного ведомства очень серьезно, и постоянно занимался этим вопросом. Уже к середине 1885 года в епархии действовали 176 церковно-приходских школ. В том же году в Казани по инициативе архиепископа Палладия состоялся съезд архиереев Поволжья и Урала, специально посвященный школьному вопросу. При Казанской духовной семинарии была открыта образцовая церковно-приходская школа, в которой все семинаристы проходили практику.

Следует отметить, что нормативные документы о церковно-приходских школах были весьма расплывчаты и не отличались глубиной педагогических и дидактических идей, многие весьма принципиальные вопросы пришлось решать на местах. Владыка  Палладий избежал очень многих ошибок, которые во многих других епархиях привели к печальным последствиям. В Казанской епархии не было стремления создавать школы «числом поболее, ценою подешевле». В результате этого вплоть до 1917 года церковно-приходские школы были, как правило, намного хуже земских. В Казанской епархии во вновь открываемых школах заработная плата учителей была лишь немного меньше, чем в земских, и к самим учителям предъявлялись довольно высокие требования. Сам он, когда ездил по епархии, обязательно посещал все школы, беседовал с учителями, экзаменовал учеников.

Одну из целей создания системы церковно-приходских школ Победоносцев видел в вытеснении земства из сферы образования. Предполагалось, что земства должны будут передать десятки тысяч своих школ церкви, но продолжать их финансирование. Во многих епархиях на земства оказывалось мощное давление. Но в целом надежды Победоносцева не оправдались из-за сопротивления не только земств, но и деятелей церковного образования. Среди таких сопротивляющихся был и архиепископ Палладий – в Казанской епархии сложились добрые отношения между земствами и епархиальным училищным советом, земские школы не закрывались и не передавались церкви. При этом большинство уездных земств выделяли средства на помощь церковно-приходским школам.

Будучи учеником Николая Ивановича Ильминского, владыка Палладий безоговорочно поддерживал его педагогическую и миссионерскую систему. 15 января 1883 года он своим указом разрешил совершать богослужения на инородческих языках без всяких ограничений. Во вновь создаваемые церковно-приходские школы в инородческих деревнях назначались учителя соответствующих национальностей, и занятия велись на родных языках, хотя во многих соседних епархиях епархиальные училищные советы требовали учить детей только на русском языке. Уже упоминавшийся выше съезд архиереев по настоянию владыки  Палладия одобрил обучение на родных языках, что имело большое значение для распространения системы Ильминского и в церковно-приходских, и в земских школах.

Владыка положительно относился к рукоположению «инородцев» во священники и сам рукополагал всех, кого ему рекомендовали Ильминский, отец Василий Тимофеев и Иван Яковлев – всего более тридцати кряшен, чувашей, марийцев, удмуртов и мордвы.

Во время его поездок по епархии, которых обычно было по две-три в год, больше половины приходилось на инородческие приходы. Каждый год он по нескольку дней находился в черемисском Михаило-Архангельском монастыре.

Вообще, владыка Палладий большое внимание уделял монастырям. Благодаря его содействию в Казанском Богородицком монастыре в 1882-1887 гг. был построен корпус с Крестовоздвиженской церковью, в которой сейчас находится Ватиканский список Казанской иконы Божьей Матери.

Другая строительная инициатива Палладия воспринималась казанским обществом неоднозначно. Построенный в середине XVII века собор казанского Иоанно-Предтеченского монастыря с завершением в виде трех шатров пришел в ветхое состояние. Архиепископ решил его снести и построить новый. Это решение вызвало протесты многих архитекторов, профессоров и других интеллигентов, требовавших сохранить памятник архитектуры. Но архиепископ Палладий настоял на своем, правда, новый собор был спроектирован и построен очень похожим на снесенный[5].

Вот как выглядит образ владыки Палладия в некрологе: «Беспредельная доброта, всегдашнее благорасположение и готовность на услугу, горячая деятельная любовь ко всем и всему в его глазах хорошему, честному и справедливому, чарующая ласка и приветливость – вот эти, очевидно, самые выразительные, коренные качества его души. Это был человек редкой доброты и благодушия, душа – открытая, общительная, личность в высшей степени благородная, гуманная. Всегда и для всех он бесценно был дорог по своей редкостной, изумительной в его положении простоте, сердечности и общедоступности. Всякий шел к нему смело с нуждой, с горем, с просьбой, за благословением и даже с повинной головой, и всякий знал, что услышит не угрозу, а ласку, встретит не казнь, а милость, получит только добрый совет».

Но историки не любят некрологов, их оценки часто очень далеки от реальности. На самом деле владыка Палладий был человеком довольно жестким в общении, его не только уважали, но и боялись, встреча с архиереем была для каждого священника нелегким испытанием. Он был прекрасным проповедником, но его выступления имели подготовленный и законченный характер, задушевных бесед он не вел.

Но при этом владыка Палладий умел создавать вокруг себя неконфликтную обстановку. Вероятно, именно это стало основанием для его перевода на Кавказ, после того как в Тифлисе (Тбилиси) семинарист тяжело ранил ножом архиепископа Павла (Лебедева). 29 сентября 1887 года Палладий был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии. Обстановка в крае была напряженной, и от архиерея требовалось сочетание жесткости и неконфликтности. Владыке Палладию удалось разрешить многие спорные ситуации, добиться доброго расположения грузинского духовенства и дворянства. В отличие от многих своих предшественников он глубоко почитал древние грузинские традиции. Под его руководством был создан музей церковных древностей, при храме-усыпальнице над могилой св. равноапостольной Нины открылся женский монастырь.

18 октября 1892 года владыка Палладий был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, первенствующим членом Синода. Столичной епархией Палладий руководил семь лет. Он улучшил митрополичий хор, привел в порядок хозяйство архиерейского дома, но политической роли не играл – обер-прокурор Победоносцев влияниям не поддавался.

Митрополит Палладий скончался 5 декабря 1898 года и был похоронен в Исидоровской церкви Александро-Невской лавры. В 1932 году церковь была снесена, его останки были перенесены на кладбище Лавры. 

 

Публикуется по материалам сайта Нижегородской духовной семинарии // URL: http://nds.nne.ru/istoriya-seminarii/izvestnye-vypuskniki (дата обращения 20200820)

Воспоминания
Митрополит Палладий (Раев). Статья на сайте благотворительного фонда «Русское Православие»
Палладий (Раев-Писарев) Ф.И.О.:  Раев-Писарев Павел Иванович Сан:  митрополит Дата рождения:  20.06. 1827 г. 19 век Дата пострига:  15.01. 1861 г. 19 век Дата хиротонии:  18.12. 1866 г. 19 век Дата смерти:  5.12. 1898 г. 19 век Церковная принадлежность Русская Пр ...
Воспоминания
Рожинцев Александр. Некоторые сведения из биографии митрополита Палладия (Раева)
Магистр богословия. По окончании курса наук сначала в Нижегородском духовном училище и семинарии, а потом в Казанской Духовной Академии, в 1852 году со степенью магистра богословия будущий владыка вернулся на родину, и определен был преподавателем логики и психологии в Нижегородскую семинарию, а ...
Воспоминания
Открытие памятной доски митрополиту Палладию (Раеву)
В этом селе в первой половине XIX века родился будущий Святитель, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий (Раев). В этот день, 16 сентября 2017 года, в храме во имя Святителя Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца, настоятелем иереем Андреем Борисовым была отслужена лития по м ...
Воспоминания
Фирсов Сергей. Судьба русского левита. Памяти митрополита Палладия (Раева)
Последний Петербургский архипастырь XIX столетия митрополит Палладий (Раев) родился 180 лет назад - 20 июня /12 июля 1827 г. Его отец, священник Иоанн Писарев, служил в селе Ивановское Арзамасского уезда Нижегородской епархии, был небогатым и, как водится, многодетным. Дети духовенства в то вре ...
  • «Признаки истинности православного христианства и лживости мухамеданства». «Миссионерский сборник», Казань, 1876.
  • «Слова и речи». Рязань, 1880.
  • «Речь при вступлении в управление Казанской паствою». «Православный Собеседник».1882, ноябрь, С. 191-195, С. 196-204.
  • «Речь новопоставленному иноку Александру Вадковскому, постриженному с именем Антония». «Православный Собеседник». 1883, март, С. 304-306.
  • «Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы». «Православный Собеседник». 1883, С. 1-8.
  • «Слово в день святителей и чудотворцев Казанских Гурия, Варсонофия и Германа». «Православный Собеседник». 1883, октябрь, С. 1-8.
  • «Слово в неделю Святых праотец». «Православный Собеседник». 1883, декабрь, С. 1-6.
  • «Речь перед дворянскими выборами 16 января 1884 года». «Православный Собеседник». 1884, январь, С. 1-4.
  • «Слово в день Сретения Господня». «Православный Собеседник». 1884, февраль, С. 1-8.
  • «Слово в день тысячелетия со дня блаженной кончины Святого Равноапостольного Мефодия». «Православный Собеседник». 1885, апрель, С. 337-343.
  • «Слово по случаю столетнего юбилея со дня пожалования дворянской грамоты». «Православный Собеседник». 1885, май, С. 1-3.
  • «Слово в день явления Казанской иконы Божией Матери». «Православный Собеседник». 1885, июль, С. 1.
  • «Речь, произнесенная в Казанском соборе 23 июня 1887 г.». «Православный Собеседник». 1887, июль, С. 251-252.
  • «Речь по возвращении после присутствования в Священном Синоде, произнесенная 14 июня 1887 г.». «Православный Собеседник». 1887, июль, С. 249-250.
  • «Из поучений Высокопреосвященного Палладия, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского». «Народная Академия», кн. 1. изд. С. Г. Рункевича, Санкт-Петербург, 1895.
  • «Доброе слово». «Церковный Вестник». 1895, № 47, С. 1503.
  • «Приветственная речь в Тифлисе». «Прибавление к «Церковному Вестнику». 1888, № 41, С. 1123.