Троицкое кладбище - Балахна

Троицкое кладбище - Балахна

Троицкий некрополь – первое городское кладбище в Балахне, появившееся  при церкви в честь Святой Живоначальной  Троицы. Церковь построена в 1784 году и является памятником федерального  значения. xt-align: justify;">Интересное исследование  по истории Троицкой городской кладбищенской  церкви провела старейший балахнинский  краевед З.Л. Баташева. Вот что она представила для публикации в редакцию «РБ».

10 октября 1912г. Благочинному  первого округа Балахнинского  уезда был представлен список о захоронениях  на городском кладбище. В списке были еще пять имен, приписанных  от руки. Самой последней под цифрами 396 была запись такого содержания: «Латухины Петр и Семен Ивановичи – балахнинские  купцы 1-й гильдии, похоронены под колокольней на БГК, строители колокольни».  (БГК – Балахнинское  городское кладбище).

Латухины – знаменитая фамилия в истории Балахны. Петр Латухин – крупнейший солепромышленник и солеторговец,  бургомистр Балахны, глава магистрата. Он – человек властный, жесткий, сумевший нажить огромное состояние на солеварении.  Семен – скорее всего его брат. Но почему в списке упоминается только о двух Латухиных? – задает вопрос Зоя Логиновна Баташева, ставя под сомнение документ: «Ученые говорят, что доверять припискам от руки нельзя».

Тут же наш исследователь  приводит интересный факт. В далеком 1889 году в Балахну приезжал известный писатель и журналист В.Г. Короленко, работавший не один год в нижегородских  архивах. Владимир Галактионович  входил в состав Нижегородской  архивной губернской комиссии. На основании исторических  документов он написал три очерка по истории Балахны ХVIII века. Это «К истории в Балахну, писатель уже знал, что Латухины похоронены на городском кладбище под колокольней.отживших учреждений»,  «Отголоски политических  переворотов в уездном городе» и «Колечко». В первом очерке Короленко рассказал о Петре Латухине, о его 30-летнем правлении в Балахне. Поэтому приезжая Короленко пользовался архивными материалами,  которых у нас нет. Причем он написал очерк «Поездка в Балахну», который не был опубликован,  рукопись находится в Москве, в библиотеке им. В.И. Ленина. Это наверняка интересный материал по истории нашего города.

А теперь почитаем, что пишет известный балахнинский  краевед В.И. Рукавишников:  «В 1889 году Короленко приезжал в Балахну во время весеннего разлива, осматривает остатки солеварни, посещает кладбище, разыскивает могилы Латухиных под колокольней».

Время шло, в 1935-36 годах колокольня была разрушена, и спустя несколько десятков лет трудно сказать, где же она стояла. Но сохранилась старая фотография Троицкой церкви. На ней видно, что колокольня стояла у входа в церковь по левую сторону, и церковь с колокольней составляла прекрасный архитектурный  ансамбль.

Копия списка, представленного балахнинскому  благочинному  более ста лет назад, недавно была передана в редакцию «РБ», и у нас сесть возможность  познакомиться  с уникальным документом воочию. Называется он «Список лиц разного сословия, погребенных  на Балахнинском  городском кладбище с точным обозначением  надгробных надписей, сохранившихся  на могилах» (71). Документ подписан служителями  Троицкой кладбищенской  церкви г. Балахны – священником  Александром  Павловским и псаломщиком  Иваном Богоявленским.  Рапорт подан благочинному  1 округа Балахны уездному протоиерею Сергею Михайловичу  Гноринскому.  Число 71 указывает на число имен захороненных.  Всего же в списке 55 порядковых номеров, после каждого из которых следует фамилия с одним или несколькими именами родственников.  Запись также содержит годы жизни или только дату смерти человека, иногда ее час, не всегда возраст и должность погребенного,  вид памятника и эпитафию на нем.

Список составлен не в алфавитном порядке, но упорядоченность в нем просматривается. Первые десять номеров – с 341 по 350, относятся к служителям городских церквей. Перечень начинается со священника Христорождественской церкви Михаила Семеновича Болеславского,  упокоившегося  в возрасте 70 лет 18 августа 1892г.

На Троицком кладбище нашла свое последнее пристанище большая семья священников  Полетаевых – пятеро взрослых и восемь детей, причем нам известны даты смерти всего лишь двоих из 13 человек: священника Александра – 1864г. и священника Покровской церкви Алексия Дмитриевича  – 1903г. Упокоились здесь и трое Розановых: в 1910г. – священник Троицкой церкви Александр Дмитриевич,  в

1889г. – чтец Квинтилиан Африкантович,  67лет, и его жена Евпраксия на 42 году жизни.

В списке – титулярные советники, например, Павел Иванович Вишневский,  скончавшийся  24 апреля

1889г. Есть в списке действительные  статские советники: Петр Андреевич Александров,  умерший 5 января 1910г., Александр Иосифович Добронравов  с женой Верой Васильевной.  Много купеческих фамилий. Среди них известный судостроитель  Николай Яковлевич Канатов (27 апреля 1799г. – 12 июля

1882г.), в списке указаны его возраст – 82 года и 42 дня – и эпитафия.

Потомки Канатовых – известные волжские речники, участники Великой Отечественной  войны. В честь ее героя Матвея Андреевича Канатова назван сухогруз «Капитан Канатов».

Только с последней датой жизни внесены в перечень купцы Гавриил Павлович Рукавишников, похороненный  в возрасте 47 лет 4 июня 1880г., Иван Семенович Рябов (27 марта 1896г., 82 г.) и его жена Елизавета Ивановна (6 апреля 1899г., на 82 г.), очевидно, их сын Федор Иванович Рябов (16 июня 1910г.).

Ничего не сказано о занятии и сословной принадлежности Плотниковых  – Алексее Степановиче  и Петре Алексеевиче.  Плотниковы – известная в Балахне династия судостроителей. Из списка мы узнаем, что первый упокоился под железным крестом, о нем есть только запись «52л. 7м.», а у другого - лишь последняя дата «03.08. 1872».

Перечислены  также воинские чины и их жены, медицинские  работники, учителя, мещане.

Список дает представление  и о памятниках, установленных  на кладбище. Они были выполнены из разных материалов, кроме дерева, и разных форм. Так, купцу Петру Ивановичу Щепетильникову был установлен мраморный памятник с датой «22.06.1906, 56л. 10м.». Мраморный памятник в виде столба поставлен почетному гражданину Мирону Григорьевичу  Микишеву с датами «17.08.1787 – 19.01.1849». Мраморный крест с цифрами «08.10.1834 – 29.02.1892» был воздвигнут на могиле земского врача Генриха (Андрея) Эдуардовича  Жирара.

Каменный памятник стоял на могиле Натальи Евграфовны Славницкой с записью «29.02.1864».  Каменные гробницы были у балахнинских  мещан Щуровых Ивана Александровича и Александра Ивановича. Каменный памятник в виде аналоя был установлен выше упомянутой чете Розановых.

Чугунная плита лежала на могиле подполковницы, жены балахнинского  городничего Марии Антоновны Сидамоновой,  урожденной Горенцовой, с датами «23.10.1806 – 02.04.1855, на 49г.». Возвышался чугунный памятник дьякону Андрею Петровичу Любскому с датой «07.12.1897».

Железный крест с датой «8.06.1906» напоминал о Николае Павловиче Ридозубове. Возможно, он потомок династии Редозубовых  – балахнинских  мещан, купцов, торговцев и промышленников, о которой сообщает справочник М.В. Карташовой «Известные балахнинцы».

Интересны эпитафии, приведенные  в списке. Их немного. Некоторые витиеватые, некоторые очень лаконичные, но все наполнены философскими размышлениями о бренности земной жизни и глубочайшим почтением к усопшему. Мы публикуем их без правок, как было в тексте списка. Так, балахнинскому  купцу Николаю Николаевичу  Нестерову на мраморном памятнике без дат было высечено: «Богом верно был назначен Вечный здесь тебе покой, Прости, но что же, разве вечно Должны расстаться мы с тобой. В тот час увидимся, конечно, Когда предстанем пред судьей. Покойся миром, дорогой, В благоухании тени. Когда жизнь пройдет моя земная, То и меня к себе прими».

Отставному унтер-офицеру  Петру Ивановичу Иванову, ушедшему в мир иной 31 октября 1889г. в возрасте

73 лет, посвящены следующие слова: «О незабвенный  наш родитель, Ты спишь в земле сырой, Сокрыл тебя Творец и Промыслитель,  И мы ляжем с тобой. Ни слышишь ты ни стона, ни рыданья у могилы плачущих детей. Прости ж! до сладкого свиданья не можем слез осушить мы из текущих очей. Прохожий! Ты идешь, но ляжешь так, как я. Сорви цветок, сорви былинку и вспомни о судьбе. Присядь и отдохни на камне у меня, Я дома, ты в гостях – подумай о себе!!»

Дьякону Вознесенского  собора Александру Радонежскому,  воссоединившемуся с Творцом в 50-летнем возрасте в 5 часов вечера 1890г., составлено краткое обращение потомков: «Мир праху твоему, добрый примерный отец». Лучшие качества своего родителя подчеркнули  в эпитафии близкие почившего 27 апреля 1870г. титулярного советника Ивана Федоровича Поздеева: «Он на земле был правды другом, Для чести жизни не щадил, Был добрым искренним супругом, Семью и детей своих любил».

Похоже, что авторами незамысловатой эпитафии титулярному советнику Евграфу Павловичу Розову, почившему в 69 лет 5 декабря 1903г., были его друзья: «Приидите все други, помолитесь и помяните».

Еще в начале 90-х годов ХХ столетия многие из упомянутых надгробий можно было увидеть воочию. Так, Елизавета Васильевна Тимина рассказала, что в 1996 году ее семья видела мраморный памятник с датой захоронения 1711г., то есть времен Петра Великого.

Краевед Инна Александровна Кочетова посещала могилы своих родных, супругов Комлевых, надгробная плита из белого мрамора которых лежала напротив входа в саму церковь. Несколько лет назад плита исчезла.

Семья Канатовых ухаживает на кладбище за могилой своих предков, на которой есть памятник Н.Я. Канатову с эпитафией: «В волнах Волги он ходил на розшивах, бечевами, бурлаками, берегами, парусами, скромной жизнью и трудами. В помине он остался у многих, кормил люду много он. Прощай, дед, ангел мой, в будущем увидимся с тобой».

Старший научный сотрудник Балахнинского  музейного комплекса О.А. Васильева часто проводит экскурсии для школьников и взрослых по храмам Балахны и начинает их с Троицкой церкви и ее некрополя. Здесь она рассказывает  об ушедшем поколении, составившем  славу и гордость Балахны. Ольга Александровна считает: «Именно в столь памятном месте, более осознанно формируется понятие Родины и ближе становится ее прошлое, глубже ощущается ответственность за будущее.

Ведь, как сказал Г. Гейне: «Под каждой могильной плитой – мировая история». А В.А. Сухомлинский называл кладбище человеческой  святыней и стражем человеческой  совести. Он призывал ходить туда, даже если никто не похоронен из твоих близких, чтобы научиться беречь в сердце мудрость и славу предков.

Не должно быть забытых могил. Мы зачастую, жалея своих детей, не берем их на кладбище, чтобы навести порядок на могилах наших предков. Думаем, что вырастут и тогда придут нам помогать, но мы глубоко ошибаемся. Если с детства не приучать детей, вряд ли они, взрослея, будут сохранять память о прошлом. Поэтому важно вместе с детьми участвовать в восстановлении  храмов, наводить порядок на могилах наших предков, ведь так восстанавливается и наша душа. И тогда мы можем быть спокойными за наше будущее.

Показать полностью