Тихвинское кладбище - Арзамас

Тихвинское кладбище - Арзамас

Вторая половина XVIII века ознаменовалась изданием императорской властью указа, запрещавшего хоронить умерших в черте города. Связано это было со множеством эпидемий, беспрепятственно гулявших тогда по всему миру и не проходившим мимо российских городов. В 1772 году Святейший Синод распорядился не проводить захоронений на приходских кладбищах. Можно было это делать только на кладбищах за городом, организованных на специально отведенных городскими властями землях. Так возникло Тихвинское кладбище Арзамаса.

В 1785 году границы кладбища уже полностью сформировались. Сейчас оно сильно расширилось по сравнению с теми временами. Ограждено с запада и с севера, с востока же границей служит неглубокий овраг. С юга кладбище почти вплотную примыкает к промышленной зоне. Расположено оно за речкой Шамкой, в юго-восточном направлении от города. Рядом проходит тогдашний Саратовский тракт, или Пензенская дорога. Сейчас она называется улицей Володарского.

Местный купец Маслёнков М.С. пожертвовал средства для строительства здесь двух церквей – Тихвинской холодной в 1777 году и Скорбященской тёплой в 1787. В 1861 году купец Суворов П.И. выстроил новую церковь, тоже Скорбященскую, и оба храма перебрались в неё. Служба в старом Скорбященском храме начала проводиться опять только в 1906 году. Тогда Н.М.Щегольков, известный историк-краевед, на собственные средства устроил там престол Серафима Саровского. До этого храм использовался только в качестве колокольни.

Только эта церковь и сохранилась до наших дней. Тихвинская была уничтожена в годы советской власти, новая Скорбященская тоже. Старая Скорбященская, которая с колокольней, переосвящена в Тихвинскую. Недалеко от неё к юго-востоку расположена могила Н.М. Щеголькова. Могила же купца Маслёнкова, финансировавшего в своё время строительство церквей, не сохранилась, хотя известно, что он был захоронен здесь. В эту церковь Масленников принес свою родовую святыню – большую икону Божией Матери «Тихвинскую».

В памяти Арзамасцев доселе сохранился один дивный разсказ о событии, совершившемся вскоре по освящении Тихвинской церкви. Окрестности кладбища покрыты были тогда сплошной растительностью и примыкали к лесу, в котором росли даже строевыя деревья. Ценная утварь, которую М. С. Масленков и другие благочестивые арзамасцы снабдили новый храм, соблазнила любителей чужого добра и в одну ночь неизвестные злоумышленники, проломав стену под окном алтаря, забрали всю ценную утварь и деньги, даже содрали большой серебряный венец с иконы Тихвинской Божией Матери. Святотатство было замечено лишь утром; весть об этом разнеслась по всему городу. Многие пришли в церковь, чтобы видеть следы погрома. 

Разговорам не было конца, всякий разсуждал по своему, но общее внимание привлек один молодой человек. Стоя пред Тихвинской иконой Божией Матери, он говорил: «Матушка Заступница! экие варвары — и икону-то Твою не пощадили: венец у Тебя сняли!» Потом, зайдя в алтарь и смотря на пролом под окном, в котором торчали железныя прутья от решетки, он сказал: «Ах, разбойники! чай, спину-то всю ободрали об эти прутья!» Стоявшим около него людям показались странными его речи о спине, его задержали, начали разспрашивать, а потом и спину у него поинтересовались посмотреть, ан, глядь — она вся разцарапана. Больше и разспрашивать было нечего, преступник тут же сознался. «Пресвятая Богородица сама привела его и обличила на месте преступления», — говорили арзамасцы. Все сокровища были найдены в целости за кладбищем, в Малаховом овраге, а венец еще сто лет украшал св. икону, до тех пор, когда была сделана новая серебряная риза.

В 2001 году храм вернули Нижегородской епархии. Восстановительные работы начались в 2004 году, а в следующем возобновились богослужения. 7 ноября 2010 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения храма.

С улицы Сеченова устроен главный вход на территорию кладбища. К северу от него располагается мемориал памяти павших в Великой Отечественной войне. В советский период тут проводились захоронения, отмеченные чаще всего надгробными крестами. Встречаются также металлические обелиски. Надгробия ХІХ столетия сохранились в очень небольшом количестве. Но они вызывают заинтересованность собой как примеры малых форм мемориальной архитектуры.

Цит. по http://necrotula.ru/nekropoli/arzamas/tikhvinskoe-kladbishche-arzamasa (дата обращения 20210128)

Показать полностью