Некрополь Троицкой церкви в Старково - Володарский район
Некрополь Троицкой церкви в Старково - Володарский район
«Князь Василий Юрьевич да князь Федор Юрьевич пожаловали архимандриту Спасского монастыря и его братию.... что пустынка их в нашей вотчине в Гороховце Святый Василий и что их деревни того монастыря Мячково, Пухма, Старково, а на Мещере Бежаново, Новоселки да Оносовское и кто имеет житии людей в тех краях»
[Государственный архив Владимирской области. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии Акты исторические, т.1, №25.]
До 1764 года село принадлежало Спасо-Ефимиеву монастырю.
К середине XVII века в связи с изменение формы налогообложения (замена поземельного налога на подушный) была проведена перепись населения. Из составленных писцовых книг мы и узнаем, что в 1628 г. в деревне Старково находились:
«двор монастырский, а в нем дворник, монастырских послушников 2 двора, 7 дворов крестьянских да 3 бобыльских, пашни монастырской 5 четей в поле, а вдвупотомуж (при существовавшей в то время трехпольной системе земледелия это означало еще 5 четей под озимым севом и еще 5 под паром), крестьянской 13 четей и вдвупотомуж, перелогу и лесом поросло 30 четей, три знамени бортних».
По документам той поры храма в Старково не существовало. Но уже через 50 лет - в 1678 году в переписных книгах числится деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы. Старково стало селом, т.к. в нем появилась церковь.
В 1678 году переписчик С.И. Колычев записал:
«с. Старково, а в нем церковь во имя Живоначальной Троицы. Причетники: поп Иван Семенов да дьячек Мартынко Андреев. А строилась церковь когда село было еще под ведением Спасо-Ефимиева монастыря».
В конце 19 века в церкви хранилось Евангелие 1688 года с надписью по листам:
«Сия книга Спасо-Евфимиева монастыря села Старкова церкви Живоначальной Троицы. Приложил оное того села прихожанин Тит Иванов»
[Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии; вып.5, Вл.1898 г.]
Приход Троицкой церкви кроме жителей Старково составляли жители близлежащих деревень: Мулина, Нестерова, Деева, Гладкова, Покрова.
Деревянная Троицкая церковь дважды горела – в 1749 и в 1795 году.
Старинный образ Спаса Нерукотворного и уцелевший, по преданию, во время пожара 1749 года в деревянной церкви образ Казанской Божьей Матери были особо почитаемы прихожанами. С давних времен в Старкове был заведен обычай принимать у себя святые чудотворные иконы из Флорищевой пустыни. Каждый год на праздник Успения Пресвятой Богородицы их проносили крестным ходом по всей округе.
Нынешнее здание церкви было строилось в период с 1853 по 1873 год. Возведение каменной церкви во имя Живоначальной Троицы с приделом в честь образа Спаса Нерукотворного благословил Преосвященнный Иустин, епископ Владимирский и Суздальский. В строительстве этой каменной церкви самое активное участие принимал староста Назар Григорьевич Опарин. В 1867 году старая деревянная церковь за ненадобностью была окончательно разобрана.
2 сентября 1862 года был освящен придел в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. Освящение иерейским чином совершил благочинный, настоятель Благовещенского собора г. Гороховца протоиерей Иоанн Борисоглебский. С этого момента в новом каменном храме стали совершаться уставные богослужения.
В это же время в центральном приделе продолжались отделочные работы, которые завершились в 1864 году. Затем в течение девяти лет устраивался иконостас, приобреталась необходимая для освящения утварь.
О том, как выглядел храм в год его освящения, мы узнаем из следующих строк:
«Храм сей каменный, снаружи обелен известью...о пяти главах, из них на кумполе большая восьмигранная, в ней 4 окна со светом и 4 фальшивых, а прочие по углам кумпола поменее тоже с фальшивыми окнами. Покрыт сей храм так равно и главы железом окрашенным медянкою. Алтарь сначала тоже четвероугольный, а потом полуциркулем по два окна на стороны, в середине против горняго места фальшивое окно. Внутри онаго храма стены отштукатурены, на обеих сторонах по два окна с железными витыми решетками и рамами со стеклом, вверху тоже по два окна на стороне с рамами и со стеклом, равно и в кумпольной окна с рамами и со стеклом. Входная дверь из придельного храма стеклянная в рамах. Дверь с южной стороны изнутри стеклянная в раме же и снаружи деревянная обитая железом, окрашенным медянкой. Рундук (крыльцо) при ней деревянный обитый тесом. Дверь с северной стороны закладена кирпичем, снаружи вровень со стеной и внутри оставлена впадина»
В 1873 году состоялось торжественное освящение центрального престола во имя Пресвятой Живоначальной Троицы.
В Старкове с середины XIX века действовала церковно-приходская школа. На 1897 год в ней обучалось 37 детей из окрестных деревень.
В советское лихолетье церковь в селе Старково разделила участь многих других, закрытых богоборческой властью
Из архивных источников видно, что закрытие храма в селе Старкове стало одним из эпизодов массовой кампании, проводимой в то время в Гороховецком районе Ивановской Промышленной области. В то же время была закрыта церковь в соседнем Мячкове. На момент закрытия приход Троицкого храма включал кроме самого села деревни Мулино и Гладково.
13 июня 1939 года общее собрание Гладковского колхоза (присутствовали 18 человек из 22) постановило:
«В виду того, что церковь находится без надзора, просить президиум Старковского с/с о том, чтоб церковь закрыть и в этом помещении сделать культурное учреждение, в котором должна проводиться культурная работа».
18 июня общее собрание Старковского колхоза (присутствовали 89 человек из 109) постановило:
«Церковь … закрыть, просить президиум с/совета и президиум РИКа отремонтировать здание церкви и установить в этом помещении школу на базе 7 классов; имеющуюся бронзу на колокольне расходовать на ремонт школы».
30 июня состоялось собрание Мулинского колхоза (присутствовали 128 человек из 156) вынесло примерно такое же постановление.
Каких-либо данных о голосовании в постановлениях нет. При этом обращают на себя внимание данные о далеко не стопроцентной явке жителей на эти собрание. Может быть, это случайность, но нельзя исключать, что это то, что сейчас называют «голосование ногами», т.е. попытка не взять грех на душу хотя бы так.
Еще до последнего собрания – 25 июня – Старковский сельсовет на основании 2 первых протоколов постановил:
«1) выписки из протокола общих собраний д. Гладково и Старково о закрытии Старковской церкви утвердить; 2) колокольную бронзу продать, оставив 3 колокола для нужд ДПД на случай пожара; 3) просить президиум РИК’а о закрытии Старковской церкви, а здание отремонтировать и открыть школу 7-летку».
8 июля материалы были высланы в Гороховецкий райисполком и уже на следующий день последний постановил:
«На основании решений общих собраний граждан дер. Старково, Мулино, Гладково и решения президиума Старковского с/с просить облисполком о закрытии Старковской церкви и использовании ее под культурные цели».
Ивановский облисполком посчитал предоставленные материалы недостаточными и 14 августа запросил:
«С какого времени не функционирует церковь, имеется ли исполнительный орган «двадцатка» и выполняет ли таковой взятые на себя договорные обязательства? Какая за религиозной общиной имеется задолженность по гос. платежам, выслав официальную справку райФО».
7 сентября РайФО предоставил справку, что недоимка составляет 368 рублей (360 рублей – за строение и 8 рублей – земренты), а Старковский сельсовет сообщил, что
«Старковская церковь … не функционирует с 20 мая 1938 года, двадцатка от платежей за церковь отказалась»
Эти материалы удовлетворили облисполком. 25 октября 1939 года президиум Ивановского облисполкома постановил:
«Принимая во внимание ходатайства общих собраний граждан селений Старково, Мулино, Гладково и президиума Гороховецкого райисполкома о закрытии церкви в с. Старково и то, что религиозная община, пользующаяся этой церковью, распалась, церковь для культовых целей с 1938 г. не используется и находится в бесхозяйственном состоянии, причитающиеся налоги и страховые платежи религиозной общиной не уплачиваются - договор с религиозным обществом на пользование указанной церковью расторгнуть, церковь эту, как молитвенное здание, ликвидировать и передать Гороховецкому райисполкому для использования под культурно-просветительные цели».
Есть большая вероятность, что Старковская церковь оказалась в 1938 года бесхозной из-за отсутствия священника. Он мог быть репрессирован.
Обращает на себя внимание тот факт, что в документации по закрытию храма ни разу не упоминаются его настоящее название. Он именуются исключительно по названию населенного пункта. Это в определенной мере показывает уровень атеизации сознания людей тех лет, показывает, что для них уходит на второй план то библейское событие или тот святой, в честь кого или чего был назван храм.
Не менее любопытна следующая деталь: в протоколах общих собраний начала и середины 1930-х годов почти всегда присутствовал пункт «Прения», в которых отражались высказывания присутствующих по обсуждаемому вопросу. Конечно, нередко это были только идеологически правильные высказывания, либо среди ряда правильных размещались 1-2 «крамольных», могло даже встретиться предложение не открывать прений «из-за ясности вопроса». Здесь же просто нет прений, что довольно ярко отражает эпоху: любое неосторожное слово опасно для жизни, любая инициатива наказуема.
Также нет никаких данных о том, что верующие пытались опротестовать закрытие этих храмов. Вообще, даже до 1937 года случаи, когда прихожане пытались опротестовать подобные постановления облисполкома, были единичными. После же 1937-го, можно предположить, у верующих возникло чувство предрешенности вопроса – священников нет, а значит, и бороться за храм не смысла. Поэтому прекращалась уплата налогов, распадались церковные общины, храмы бросались на произвол судьбы. И лишь отлаженная делопроизводственная машина фиксировала отсутствие жизни то в одном, то в другом храме, используя традиционные аргументы для закрытия: отсутствие общины, налоговая задолженность, бесхозное содержание здания.
После окончания Великой Отечественной войны церковь был вновь открыта для верующих. 29 октября 1945 г. Троицкий храм был вновь зарегистрирован в органах власти и с тех пор больше не закрывался. Долгое время это был единственный действующий храм на Володарский район, городской округ Дзержинск и близлежащие окрестности.
В архиве уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Горьковской области находим несколько любопытных эпизодов послевоенной истории храма.
Уполномоченный А.М. Богданов в 1953 году так характеризует приходскую жизнь в Троицком храме:
«В селе Старково церковь посещает значительное число молодежи, особенно девушки, приходят и дети школьного возраста. Перед экзаменами школьники служат молебен «пророку Науму». На вопрос настоятеля – почему Науму? – отвечают: пророк Наум наставит на ум»
В другом месте он говорит, что «в исполнительные органы <…> Старковской и ряда других церквей были избраны матерые церковники и фанатики»
В 1961 году другой уполномоченный С.И. Массалков докладывает в Москву:
«Полностью снят с регистрации исполнительный орган Старковской церкви Дзержинского района за использование церковной машины «Москвич» в благотворительных целях (на машине подвозились в г. Дзержинск роженицы и больные). В декабре машина изъята из церкви»
[Цит. по Мякинин А.Е., протоиерей. Взаимоотношения Церкви и государства в 50-е – 70-е годы ХХ столетия в Горьковской (Нижегородской) епархии. – Сергиев Посад, 2002.]
Анализируя эти факты можно прийти к выводу, что даже в годы советской власти верующие Троицкой церкви села Старково занимали активную позицию и, несмотря на атеистический гнет, старались даже скудными приходскими силами сохранить истинную веру и творить дела милосердия.
В настоящее время на прихрамовой территории находится некрополь, на котором похоронены священники, в разное время служившие в Троицкой церкви. Также здесь имеются неизвестные захоронения.
Рядом с храмом находится святой источник и озеро.
Захоронения некрополя Троицкого храма в Старково:
- протоиерей Василий Алексеевич Казанский (1885-1951)
- иерей Георгий Федосеевич Соколов (4 августа 1950 – 1 декабря 2007)
- иерей Виталий Петрович Овчинников (10 мая 1951 – 20 сентября 2003)
- иерей Федор Валерьевич Хазов (1 июля 1971 – 8 июня 1997)
иер. ИТ
Страницы людей,
похороненных на этом кладбище:
Сычёв Борис Николаевич
прихожанин храма во имя Пресвятой Живоначальной Троицы (г. Нижний Новгород, Высоково)
3 июня 1910 - 26 февраля 1997
иерей Георгий Федосеевич Соколов
клирик Нижегородской епархии
4 августа 1950 - 1 декабря 2007
Источники:
В написании справки использованы материалы:
- Мякинин А.Е., протоиерей. Взаимоотношения Церкви и государства в 50-е – 70-е годы ХХ столетия в Горьковской (Нижегородской) епархии. – Сергиев Посад, 2002.
- Захарова И., Зубанов А. По святым местам Володарского района. Храм Троицы Живоначальной в селе Старково Нижегородской области // URL: // https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temu-po-svyatim-mestam-volodarskogo-rayona-hram-troici-zhivonachalnoy-v-sele-starkovo-nizhegorodskoy-1509492.html (дата обращения 20200822)
- URL:// http://www.gttp.ru/MP/mphtm (дата обращения 20200822)
- URL:// https://sobory.ru/article/?object=13958 (дата обращения 20200822)
- URL:// https://vyksa-eparhia.ru/specproekty/nebesnye_korabli/hram_troicy_zhivonochal_noj_v_sele_starkovo_volodarskij_rajon_nizhegorodskoj_oblasti/ (дата обращения 20200822)